В четверг, 11 августа, лондонский аукционный дом Bonhams объявил о том, что 20 сентября выставит на торги неизвестные ранее письма англо-американского поэта Т.С. Элиота (T.S. Eliot, 1888-1965) из личного архива издательского дома Faber & Faber, а также экземпляры первых изданий произведений поэта с его личным автографом. Об этом сообщается на сайте аукциона.
Представители Bonhams заявили британской ежедневной газете Guardian, что почитатели Элиота узнают из этих, по большей части ранее не публиковавшихся, писем нечто новое о личности крупнейшего поэта XX века. "Эта корреспонденция способна пролить свет на ранее неизвестные черты характера человека, который в течение всей своей жизни носил множество различных масок", - заявил Феликс Прайор, консультант Bonhams по рукописям.
По словам представителя аукционного дома, в этих письмах Т.С. Элиот как никогда прежде откровенно рассказывает о душевных мучениях, причиняемых ему отношениями с его первой женой, Вивьен Элиот, на которой он женился в 1917 году и которую в 1938 году пришлось поместить в дом для душевнобольных.
Так, Guardian приводит цитату из письма, отправленного поэтом Энид Фейбер, жене Джеффри Фейбера, вместе с которым Т.С. Элиот руководил работой издательства Faber & Faber. "Знали бы вы, насколько поддержала меня наша вчерашняя встреча. То, что я сейчас переживаю, сравнимо лишь с муками ада, описать которые невозможно, разве что осмыслить с течением времени, и опорой мне может служить лишь участие нескольких ближайших друзей", - писал Элиот Энид Фейбер в январе 1947 года, узнав о смерти Вивьен.
К моменту своего замужества Вивьен Хей-Вуд, ставшая впоследствии Вивьен Элиот, слыла талантливой эмансипированной молодой художницей. Считается, что, работая над рукописью своей знаменитой поэмы "Бесплодная земля" (The Waste Land, 1922), Элиот прислушивался к ее советам, хотя уже к тому времени у Вивьен налицо были признаки душевного расстройства.
После того как сам Элиот умер в 1965 году, в англоязычной критике появилось несколько биографических исследований, авторы которых утверждали, что брак с поэтом повлиял на состояние Вивьен негативным образом. Однако подлинный характер их отношений до сих пор неизвестен, так как далеко не вся переписка поэта доступна широкой публике и исследователям.
Феликс Прайор также привел цитату из другого письма поэта, где речь идет об известной британской писательнице Вирджинии Вулф. Узнав о самоубийстве Вулф в марте 1941 года, Элиот, бывший с начала 1920-х годов своим человеком в доме Вирджинии и Леонарда Вулфов, являвшемся центром литературного кружка "Блумсбери", писал все той же Энид Фейбер: "Она была мне близким другом, почти что... членом семьи; и мне страшно будет ее не хватать. Но... мое восхищение той атмосферой, которую она распространяла вокруг себя, - атмосферой достаточно уже старомодной, - решительно потускнело".
Однако, утверждает Прайор, далеко не во всех письмах, которые будут выставлены на торги, Элиот предстает столь мрачным человеком. В частности, в распоряжении Bonhams оказались письма поэта к его крестнику, малолетнему сыну Энид и Джеффри Фейберов. В этих письмах Элиот придумал особый кошачий мир, из чего впоследствии родился сборник стихов "Книга Старого Опоссума по практическому котоведению" (The Old Possum's Book of Practical Cats, 1939), послуживший основой для знаменитого мюзикла "Кошки" (Cats, первая постановка в 1981 году) на музыку Эндрю Ллойда Уэббера.
На сегодняшний день почитатели поэта могут ознакомиться с первым и пока единственным томом писем Т.С. Элиота (Letters of T.S. Eliot: Vol. 1, 1898-1921), изданным в 1988 году его второй женой, Валери Элиот.