Астрономы нашли самую молодую планету

Скриншот компьютерной модели образования протопланеты. Изображение из презентации модели Кена Райса.

Астрономы обнаружили самую молодую из известных на сегодняшний день планет: найденная "протопланета" находится на стадии формирования. Результаты своей работы ученые доложили второго апреля на Национальной встрече астрономов в Белфасте.

Ученые не исключают, что найденная планета может быть моложе двух тысяч лет. Самая "молодая" из описанных планет появилась десять миллионов лет назад.

Дискообразное скопление различных частиц и газа было обнаружено рядом со звездой HL Тельца (HL Tauri, Tau HL), которая находится на расстоянии около 520 световых лет от Земли в созвездии Тельца. Возраст звезды астрономы оценивают в 100 тысяч лет. Для сравнения, возраст Солнца составляет около 4,6 миллиарда лет.

Скопление вокруг HL Тельца является очень крупным и отличается необычной яркостью. Такие характеристики свидетельствуют в пользу того, что вокруг звезды могут находиться формирующиеся планеты. Ученым удалось обнаружить такую планету-эмбрион.

С помощью распределенной сети радиотелескопов Very Large Array, находящейся на территории штата Нью-Мехико, ученые смогли обнаружить небольшие частицы, которые служат доказательством того, что вещество, формирующее планету, начало уплотняться.

Согласно их оценкам, когда протопланета превратится в полноценную планету - это будет гигант, размер которого в 14 раз превысит размер Юпитера.

По мнению одного из авторов работы, Кена Райса из Института астрономии в Эдинбурге, открытие протопланеты может изменить представления ученых о том, как происходит формирование планет. В соответствии с одной из распространенных теорий, планеты образуются от центра к поверхности. То есть, частицы, формирующие вещество планеты, слипаются друг с другом, образуя все более увеличивающееся в размерах тело.

По мнению ученого, найденная протопланета образовалась по другому механизму. Часть пылевого скопления коллапсировала и образовала плотную структуру, возможно, из-за своей гравитационной нестабильности. Компьютерная модель, созданная Райсом, показывает, что подобный процесс формирования планет может существовать в природе.

Исследователи предположили, что нестабильность скопления могла быть вызвана молодой звездой XZ Тельца, которая "прошла" поблизости от скопления около 1600 лет назад. Звезда могла дать "толчок" одной из сторон скопления, что вызвало нестабильность и спровоцировало образование планеты.

Андрей Битов«А запомнят только то, что ты с Вознесенским подрался»