Ученые научились включать гомосексуальное поведение у мух

Исследователи из Чикагского университета определили, что инактивация недавно обнаруженного гена sphinx у плодовых мух приводит к активному ухаживанию между самцами. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ухаживание между самцами широко распространено у различных видов мух, однако для плодовой мушки Drosophila melanogaster такое поведения является нетипичным. В 2002 году группа исследователей из Чикагского университета обнаружили у D. melanogaster ген, который не встречается у других мух. Он получил название sphinx.

Чтобы проверить, какие функции выполняет sphinx, экспрессирующийся в половых железах, ученые "выключили" его. Сначала они не заметили изменений - мухи с "выключенным" геном выглядели и вели себя как обычно. Однако после того как ученые поместили в одну пробирку двух самцов, они заметили, что те начали проявлять повышенный интерес друг к другу.

Самцы, у которых ген sphinx был неактивен, преследовали представителей своего пола в среднем в десять раз дольше, чем самцы с работающим геном. Они демонстрировали все стадии нормального полового поведения - за исключением непосредственно совокупления.

Руководитель исследования Манюань Лонг считает, что половые ритуалы между самцами могли быть нормой у общих предков D. melanogaster и других видов мух. Ген sphinx, ограничивающий "нездоровое" ухаживание, появился только у плодовой мушки, выделившийся в отдельный вид около трех миллионов лет назад. Лонг считает, что ухаживанию между самцами мух уже несколько десятков миллионов лет.

Ген sphinx кодирует не белок, а РНК, которая может регулировать работу других генов. Какие именно механизмы включает продукт гена sphinx, пока неясно. Лонг и его коллеги собираются выяснить этот вопрос.

Знаток «Что? Где? Когда?» Андрей КозловБольно умные