Ученые объяснили притягательность запаха кофе

Ученые из Северной Кореи и Японии показали, что один только аромат кофе способен изменить профиль активности генов в мозгу. Исследователи, чья работа будет опубликована в журнале Journal of Agricultural and Food Chemistry, проводили эксперименты на крысах.

В задачи исследования входило, во-первых, определить влияние запаха жареных кофейных зерен на работу мозга животных, и во-вторых, - оценить влияние этого запаха на крыс, которых лишали сна. Подопытные животные были разделены на четыре группы. Контрольная группа не подвергалась никаким воздействиям. Крысам из группы стресса принудительно не давали спать в течение 24 часов. Животные из кофейной группы нюхали запах зерен, но не подвергались стрессовым воздействиям. Крысы из четвертой группы (кофе плюс стресс) должны были нюхать запах кофе после 24-часового бодрствования.

Исследователи определяли изменения в уровне работы генов нескольких белков, отвечающих за восприятие запахов или за реакцию на стресс. У крыс из кофейной группы 17 генов работали иначе, чем у крыс из группы контроля. "Разница" между кофейной группой и группой "кофе плюс стресс" составила 13 генов. Часть генов работала более интенсивно, а часть, напротив, снижала свою активность.

Кроме изменения генной активности ученые обнаружили, что у крыс, подвергавшихся стрессу, наблюдаются изменения в синтезе белков, в частности, антиоксидантов, белков клеточной смерти и белков, отвечающих за защиту организма. Запах кофе способствовал восстановлению нормального уровня синтеза некоторых из этих белков.

Неизвестно, оказывает ли запах кофе на человека такой же эффект, как на крыс. Однако полученные результаты могут объяснить, почему многим так нравится этот запах.

Огненный демон