Столкновение галактик отделило "темную материю" от обычной

Суперкластер MACSJ0025. Розовым цветом показана "темная материя", фиолетовым - раскаленный газ из "обычной" материи

В результате столкновения двух галактических кластеров, приведшему к образованию суперкластера MACSJ0025, "темная материя" отделилась от обычной. Астрономы смогли "увидеть" два типа материи с помощью орбитального телескопа "Хаббл" и рентгеновского оборудования лаборатории "Чандра". Статья исследователей опубликована в журнале The Astrophysical Journal.

Суперкластер (его масса в септильоны (1015) раз больше массы Солнца), образовавшийся в результате столкновения двух скоплений галактик, или кластеров, находится на расстоянии 5,7 миллиарда световых лет от Земли (то есть, свету потребовалось это время, чтобы пройти путь от суперкластера до нашей планеты). Согласно расчетам астрономов, скорость сближения кластеров составляла миллионы километров в час, сообщает портал Space.com.

Скопления галактик включают в себя три основных компонента: собственно галактики, раскаленный газ, заполняющий пространство между ними и "темную материю". При столкновении на огромной скорости частицы газа из разных кластеров столкнулись и замедлили свое движение. Скорость движения "темной материи" не изменилась. Она прошла "сквозь" обычную материю и сформировала два больших облака, которые на иллюстрации к этой новости показаны розовым цветом. Облака продолжают удаляться от "обычной" части суперкластера MACSJ0025 (фиолетовый цвет на фотографии).

Подобное разделение "обычной" и "темной" материи астрономы уже наблюдали в скоплении, или кластере, Пули (Bullet cluster). Фотографии этого кластера, где "темная" материя покрашена розовым, а "обычная" - фиолетовым цветом, очень похожи на фотографии MACSJ0025.

"Темную материю" ученые "увидели" с помощью телескопа "Хаббл" и эффекта гравитационных линз - изменению траектории пути движения света под воздействием гравитации. "Темная материя", на которую приходится около четверти массы Вселенной, как раз и вызывает такое отклонение. Приборы обсерватории "Чандра" позволили зарегистрировать рентгеновское излучение газа скоплений ("обычную" материю).

Доказательства "за" или "против" существования "темной материи" периодически появляются в астрономических журналах. Впервые о ее существовании заговорили в 1933 году. Наблюдения показали, что звезд и других объектов из "обычной" материи "не хватает" на всю массу Вселенной. Астрономы предположили, что "остаточная" масса сосредоточена в "темной материи" и еще более загадочной "темной энергии". "Темная материя" участвует в гравитационных взаимодействиях, но не испускает и не поглощает электромагнитное излучение, поэтому наблюдать ее непосредственно нельзя.

Наука и техника00:0223 июня