Раскрыт секрет самой мощной вспышки на Солнце

Вспышка 5 декабря 2006 года. Снимок стоил аппарату GOES-13 8 линий выжженных пикселей. Изображение NASA.

Через два года после самой крупной солнечной вспышки за последние тридцать лет наблюдений ученым удалось раскрыть тайны аномалий, которые ее сопровождали, сообщается в пресс-релизе Космического центра Годдарда. Работа ученых принята к публикации в журнале Astrophysical Journal Letters. Взрыв, получивший рекордный класс X9, поразил ученых не только своей энергией, но и крайне необычным поведением выброшенной в околосолнечное пространство материи.

5 декабря 2006 года пятно в восточном полушарии Солнца взорвалось, высвободив энергию сотен миллионов термоядерных бомб. Столь крупное (даже по масштабам солнечной астрономии) событие было встречено на Земле с тревогой, так как после каждой вспышки наша планета подвергается "бомбардировке" потоками заряженных частиц высоких энергий. Эти потоки преимущественно состоят из ионов водорода и гелия, которые возмущают магнитосферу Земли, вызывая полярные сияния в непривычно низких широтах и магнитные бури.

Спустя час после вспышки детекторы двух аппаратов STEREO, предназначенных для изучения взаимодействия Солнца с земной магнитосферой, зафиксировали поток атомов водорода. Это поставило ученых в тупик, поскольку вспышка подобной мощности должна была буквально "сорвать" электронные оболочки с атомов. Кроме этого, первые ионы были зарегистрированы спустя полчаса после начала водородного ливня, что также не укладывалось в стандартный сценарий возникновения солнечной бури.

Тем не менее, оба вопроса удалось разрешить. Как и следовало ожидать, атомы водорода вовсе не пережили вспышку. Выброшенные в процессе ионы водорода и "сорванные" электроны, по словам Ричарда Мевальдта (ведущего автора статьи), снова образовали нейтральные атомы уже на пути к Земле.

Подобный процесс объясняет и вторую загадку. Нейтральные частицы, образовавшиеся вблизи Солнца, сохранили свою высокую скорость и направление, поскольку были не подвержены воздействию магнитного поля звезды. Ионы же под действием этого поля, прежде чем попасть в магнитосферу Земли, описали сложные траектории, затратив, соответственно, большее время.

Исследователи подчеркивают, что подобный ход событий, по-видимому, следует считать нормальным. Лишь отсутствие достаточно мощных вспышек в сочетании с отсутствием на орбите совершенных аппаратов не позволило ранее обнаружить этот эффект, считает Мевальдт.

Землетрясение в центральной Италии