Раскрыт секрет самой мощной вспышки на Солнце

Вспышка 5 декабря 2006 года. Снимок стоил аппарату GOES-13 8 линий выжженных пикселей. Изображение NASA.

Через два года после самой крупной солнечной вспышки за последние тридцать лет наблюдений ученым удалось раскрыть тайны аномалий, которые ее сопровождали, сообщается в пресс-релизе Космического центра Годдарда. Работа ученых принята к публикации в журнале Astrophysical Journal Letters. Взрыв, получивший рекордный класс X9, поразил ученых не только своей энергией, но и крайне необычным поведением выброшенной в околосолнечное пространство материи.

5 декабря 2006 года пятно в восточном полушарии Солнца взорвалось, высвободив энергию сотен миллионов термоядерных бомб. Столь крупное (даже по масштабам солнечной астрономии) событие было встречено на Земле с тревогой, так как после каждой вспышки наша планета подвергается "бомбардировке" потоками заряженных частиц высоких энергий. Эти потоки преимущественно состоят из ионов водорода и гелия, которые возмущают магнитосферу Земли, вызывая полярные сияния в непривычно низких широтах и магнитные бури.

Спустя час после вспышки детекторы двух аппаратов STEREO, предназначенных для изучения взаимодействия Солнца с земной магнитосферой, зафиксировали поток атомов водорода. Это поставило ученых в тупик, поскольку вспышка подобной мощности должна была буквально "сорвать" электронные оболочки с атомов. Кроме этого, первые ионы были зарегистрированы спустя полчаса после начала водородного ливня, что также не укладывалось в стандартный сценарий возникновения солнечной бури.

Тем не менее, оба вопроса удалось разрешить. Как и следовало ожидать, атомы водорода вовсе не пережили вспышку. Выброшенные в процессе ионы водорода и "сорванные" электроны, по словам Ричарда Мевальдта (ведущего автора статьи), снова образовали нейтральные атомы уже на пути к Земле.

Подобный процесс объясняет и вторую загадку. Нейтральные частицы, образовавшиеся вблизи Солнца, сохранили свою высокую скорость и направление, поскольку были не подвержены воздействию магнитного поля звезды. Ионы же под действием этого поля, прежде чем попасть в магнитосферу Земли, описали сложные траектории, затратив, соответственно, большее время.

Исследователи подчеркивают, что подобный ход событий, по-видимому, следует считать нормальным. Лишь отсутствие достаточно мощных вспышек в сочетании с отсутствием на орбите совершенных аппаратов не позволило ранее обнаружить этот эффект, считает Мевальдт.

Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали