Астрономы зарегистрировали рекордную вспышку гамма-излучения

Астрономы NASA зарегистрировали вспышку гамма-излучения (gamma-ray burst, GRB) рекордной мощности. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте Американского космического агентства. Результаты наблюдения были опубликованы в журнале Science.

Вспышка, получившая наименование GRB 080916C, была зарегистрирована орбитальным телескопом Ферми в созвездии Киль 15 сентября 2008 года. Она стала первым подобным событием, фотографии которого были получены в высоком разрешении.

Последующие наблюдения немецких астрономов, выполненные при помощи 2,2-метрового телескопа Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили, позволили определить расстояние до вспышки. Оно составило более 12 миллиардов световых лет. Получив данные о расстоянии, ученые смогли определить предполагаемую мощность вспышки, которая превысила мощность взрыва средней сверхновой примерно в 9000 раз.

Согласно современным представлениям, вспышки гамма-излучения являются следствием гравитационного коллапса массивных звезд. После того, как в них заканчивается водородное "топливо", часть внешней оболочки светила проваливается вовнутрь, где начинается формирование черной дыры. При этом в процессе сжатия разогнанная до околосветовой скорости материя выбрасывается в виде струй (суть процесса, стоящего за их появлением, пока не совсем ясна), которые, сталкиваясь с остатками внешней оболочки звезды, заставляют последнюю испускать электромагнитное излучение.

Расчеты астрономов показали, что струи материи, вырывавшиеся во время гравитационного коллапса, который привел к вспышке GRB 080916C, имели рекордную скорость. Она составила 99,9999 процента от скорости света.

Телескоп Ферми (изначально GLAST) был запущен на орбиту в июне 2008 года. Планируется, что он проработает на расчетной орбите в 565 километров около 10 лет. Основной целью проекта является изучение космических источников гамма-излучения. В частности, пульсаров и вспышек гамма-излучения. Стоимость проекта составила около 650 миллионов долларов.