Биологи нашли феромон сексуальной неразборчивости

Плодовая мушка Drosophila melanogaster. Фото с сайта arizona.edu

Отсутствие определенного феромона на покровах мух превращает их в объект сексуального вожделения для представителей обоих полов и даже для насекомых другого вида. Статья авторов этого исследования опубликована в журнале Nature. Коротко работа изложена на портале Nature News.

До сих пор считалось, что привлекательность мух в качестве объекта для совокупления определяется феромонами, которые вырабатываются клетками под названием эноциты. Кроме того, существовала гипотеза, что благодаря феромонам мухи могут идентифицировать представителей других видов, которые внешне практически ничем не отличаются.

Авторы новой работы решили проверить, какую функцию выполняют феромоны у Drosophila melanogaster. Для этого исследователи создали генетически модифицированных мух, эноциты которых не вырабатывали феромоны у взрослых мух. Оказалось, что мухи, на покровах которых отсутствовали феромоны, были более привлекательны для потенциальных половых партнеров. Причем спариться с ними пытались представители обоих полов. Кроме того, D. melanogaster, лишенные поверхностных феромонов, становились привлекательными для мух других видов.

В ходе своей работы ученым также удалось выяснить, какой именно феромон необходим для того, чтобы воспрепятствовать сексуальным контактам между двумя самцами. При нанесении на покровы генетически модифицированных самцов вещества 7-T, они переставали быть сексуально привлекательными для других самцов. При этом один из женских феромонов, который, как считалось, притягивает самцов, не увеличивал привлекательность самок по сравнению с самками, лишенными всех феромонов. Ученые предполагают, что часть женских феромонов, напротив, слегка сдерживают порывы самцов, чтобы дать самкам время оценить, насколько они хороши.

Феромоны чрезвычайно важны в жизни мух и регулируют не только сексуальное поведение. Однако в прошлом году группе исследователей удалось показать, что мухи способны контролировать выработку феромонов в зависимости от окружения. Другими словами, у насекомых наблюдаются зачатки социального поведения.

«Пройтись по Европе маршем, девок пощупать и вернуться»