Ученые заметили остывание и скукоживание Луны

Деформации лунной поверхности. Фото NASA/GSFC/Arizona State University/Smithsonian

Луна продолжает остывать и уменьшаться в размерах последний миллиард лет - такой вывод сделали ученые по итогам анализа снимков лунной поверхности, на которых были найдены характерные трещины. Статья исследователей появилась в журнале Science. Коротко работа описана на портале Space.com.

Исследователи изучали снимки, сделанные камерами Narrow Angle Cameras орбитального лунного зонда Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Ученые обнаружили 14 трещин, около половины из которых находятся в высоких широтах земного спутника. Все трещины были узкими и небольшого размера - самые крупные из них достигали в длину десяти километров. Ранее ученые находили подобные трещины на фотографиях, полученных в ходе миссий "Аполлон", но в 1970-е годы был сфотографирован только небольшой участок Луны, поэтому достоверно судить о географии трещин специалисты не могли.

Тот факт, что трещины не деформированы ударными кратерами, свидетельствует об их небольшом возрасте. По оценкам специалистов, они появились в последний миллиард лет - по астрономическим меркам не очень давно.

Исследователи полагают, что найденные трещины свидетельствуют о продолжающемся остывании земного спутника. При понижении температуры внутренних слоев небесного тела оно уменьшается в размерах. Этот процесс приводит к деформации твердых наружных слоев и образованию трещин. Если гипотеза ученых подтвердится, это будет означать, что Луна все еще геологически активна. Впрочем, сокращение размеров Луны происходит весьма скромными темпами - за миллиард лет радиус спутника уменьшился всего на сто метров.

Совсем недавно другой коллектив исследователей опубликовал работу, в которой представил доказательства того, что процессы, аналогичные тем, что предполагаются для Луны, привели к формированию гор на шестом спутнике Сатурна Титане.

Муха не сидела!
Сколько стоят автомобильные «капсулы времени» спустя годы?
«Американец», который смог