Астрономы объяснили причины загадочной гамма-вспышки

Гибель звезды глазами художника. Иллюстрация авторов исследования

Астрономы установили причины сверхъяркой вспышки гамма-излучения, произошедшей в марте 2011 года. Сразу две статьи (тут и тут) с изложением результатов появились в журнале Science, а их краткое изложение приводит ScienceNOW.

Орбитальная обсерватория Swift зарегистрировала необычную вспышку, получившую название Sw 1644+57, 28 марта 2011 года. Согласно современным представлениям, наиболее вероятной причиной подобных вспышек является гибель звезды, которую начинает "пожирать" черная дыра - во время этого процесса выделяется колоссальное количество энергии. Вместе с тем предварительный анализ вспышки показал, что ее параметры не совпадают с предсказанными теорией (в частности, объект Sw 1644+57 до сих пор светится).

Теперь, однако, ученым удалось объяснить это расхождение. По словам исследователей, первоначальная вспышка стала результатом гибели звезды, которую поглотила черная дыра массой порядка 1-10 миллионов солнечных, расположенная в центре небольшой галактики на расстоянии примерно 4 миллиардов световых лет от Земли в созвездии Дракона.

Необычные характеристики Sw 1644+57 объясняются уникальным взаимодействием сразу нескольких факторов. Например, необычная длительность вспышки связана с тем, что дыра не сразу разрушила звезду, а разрывает ее на части постепенно. Оторванная от светила материя, прежде чем упасть на горизонт событий, закручивается в воронку, наподобие водоворота - именно этот процесс и является основным для дальнейшего свечения.

Кроме этого Земля располагалась на пути высокоэнергетического джета, выброшенного на первом этапе "поедания", поэтому вспышка и представлялась столь яркой. По словам ученых, Sw 1644+57 потускнеет в ближайший год.

Совсем недавно орбитальная обсерватория Swift помогла обнаружить галактику, содержащую сразу две сверхмассивные черные дыры. Речь идет об объекте NGC 3758, который располагается в созвездии Льва и удален от Земли на расстояние 425 миллионов световых лет. Ученые полагают, что вторая дыра появилась в галактике после столкновения с соседом.

Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы