Скопление Эль Гордо оказалось двумя

Скопление Эль Гордо. Фото Chandra/VLT

Гигантское скопление ACT-CL J0102-4915 оказалось двумя. К такому выводу пришли ученые, изложившие свои результаты на ежегодном съезде Американского астрономического общества. Краткое изложение доклада приводит ScienceNOW.

Скопление ACT-CL J0102-4915, известное также как Эль Гордо (El Gordo, что переводится, как толстяк), располагается на расстоянии около 7 миллиардов световых лет от Земли. Первоначально оно было обнаружено в результате изучения реликтового излучения 6-метровым телескопом ACT.

Гигантский объект (а также еще 22 более мелких скопления) был найден благодаря эффекту Сюняева-Зельдовича, суть которого заключается в следующем: реликтовые фотоны взаимодействуют с газом в массивных скоплениях, что приводит к искажению спектра самого реликтового излучения.

В рамках работы ученые использовали данные наблюдений объекта телескопом Европейской южной обсерватории VLT в оптическом диапазоне и космическим телескопом Chandra - в рентгеновском. На основании собранных данных, исследователи смогли оценить массу скопления, которая cоставляет два квадриллиона (2 x 1015) солнечных. Температура газа в некоторых регионах составляет 200 миллионов градусов Цельсия.

Кроме этого, удалось установить, что скопление представляет собой на самом деле пару сталкивающихся скоплений поменьше. Ученые смоделировали эволюцию подобных скоплений на компьютере и пришли к выводу, что формирование такого гиганта является возможным, но крайне редким событием в масштабах Вселенной.

В середине декабря в журнале Journal of the Korean Astronomical Society появилась работа, авторы которой построили самую большую модель эволюции Вселенной Horizon Run 3. В общей сложности моделировалось движение 216 миллиардов объектов на пространственных масштабах порядка 10 гигапарсек.