Астрофизики потеряли темную материю в Млечном Пути

Возможное распределение темной материи (показано светло-голубым) в Млечном Пути согласно современным моделям. Изображение с сайта ESO

Новое исследование показало, что темная материя, которая, как считается, отвечает за 23 процента всей массы-энергии Вселенной, не нужна для объяснения движения звезд и планет в Млечном Пути. Работа астрофизиков опубликована в журнале The Astrophysical Journal, а ее препринт можно скачать здесь. Коротко исследование описано в пресс-релизе Европейской южной обсерватории (ESO), данные которой анализировали ученые.

Темной материей, или скрытой массой, называют пока не обнаруженную экспериментально субстанцию, гравитационное притяжение которой необходимо для того, чтобы космические объекты вели себя так, как они это делают. Согласно расчетам, гравитации "обычной" материи не хватает для того, чтобы обеспечивать видимое распределение галактик, звезд и планет. Подробнее о темной материи можно прочитать тут, а о ее безуспешных поисках - здесь.

Авторы новой работы под руководством Кристиана Мони Бидин (Christian Moni Bidin) из университета Консепсьон в Чили намеревались уточнить свойства темной материи, оценив скорость движения около 400 звезд, расположенных в относительно узком - 15 градусов - коническом секторе длиной около 13 тысяч световых лет. Изучаемый сектор находился под Галактическим диском. Полученные результаты исследователи затем аппроксимировали на такой же участок пространства, расположенный над диском. Специалисты заключили, что для объяснения распределения и движения звезд в исследованном регионе темная материя практически не нужна - максимальное ее количество, которое могло бы потребоваться, составило около 10 процентов от того, которое обычно закладывается в большинстве моделей.

Если расчеты ученых окажутся верными, это будет означать, что современные теории, объясняющие устройство и эволюцию Вселенной с привлечением темной материи, неверны - или, по крайней мере, требуют очень серьезного пересмотра. Чтобы "сохранить" темную материю с учетом новых результатов, астрофизикам потребуется заново расчитывать возможные конфигурации ее распределения - так, чтобы изученный регион оказался практически лишен ее. Сейчас большинство моделей предполагают, что области темной материи более или менее однородны по плотности.

Коллеги Мони Бидин и его соавторов отнеслись к их работе сдержанно. Многие специалисты отмечают, что в статье сделано слишком много допущений. Кроме того, критики отмечают, что все расчеты авторов в целом могут оказаться неверны.

«Для них история — игрушка с лозунгом "Вперед! На Берлин!"»