Новости партнеров

Эксперты по Дега бойкотировали конференцию в Эрмитаже

Международные эксперты по творчеству французского художника и скульптора Эдгара Дега бойкотировали коллоквиум "Посмертные бронзы в правоведении и истории искусства" в Эрмитаже. Об этом сообщает The Art Newspaper. На коллоквиуме искусствоведы должны были обсуждать бронзовые скульптуры, отлитые по открытому в 2000-х годах комплекту из 74 гипсовых слепков Дега. Их подлинность до сих пор остается под сомнением.

Коллоквиум проходил в Санкт-Петербурге 26 и 27 мая. Как сообщается на сайте Эрмитажа, встреча международных экспертов была посвящена обсуждению "посмертных бронз" и связанных с ними правовых и художественных проблем. Поскольку бронзовые скульптуры отливаются после смерти автора, иногда с разрешения, а порой вопреки воле наследников, на арт-рынке происходит путаница. Помимо скульптур Дега на коллоквиуме говорили также о работах Фернана Леже, Сальвадора Дали, Генри Мура, Александра Архипенко, Оноре Домье и Пьера-Огюста Ренуара.

Среди экспертов по Дега, отказавшихся от участия в коллоквиуме, были бывший куратор калифорнийского музея Нортона Саймона Сара Кэмпбелл (Sara Campbell), Катрин Шевильо (Catherine Chevillot) из парижского Музея Родена, искусствовед Йосеф Честоховский (Joseph Czestochowski), бывшая хранительница музея Орсе Анн Пинжо (Anne Pingeot) и независимый куратор Ричард Кендалл (Richard Kendall).

В 2004 году Леонардо Бенатов (Leonardo Benatov), владелец литейной мастерской Вальсуани под Парижем, показал американскому арт-дилеру Уолтеру Майбауму (Walter Maibaum) комплект из 74 гипсовых слепков Дега, который якобы хранился в одном из помещений мастерской с 1955 года. Майбаум купил 73 слепка из 74 (один из слепков был продан ранее) и заключил контракт на изготовление 29 бронзовых наборов (из них на настоящий момент отлиты 16). Общая стоимость всех бронзовых скульптур, отлитых по гипсовому комплекту, может достигать 500 миллионов долларов, пишет The Art Newspaper.

Хотя Майбаум настаивает, что гипсовые слепки были сделаны с восковых оригиналов еще при жизни художника, среди искусствоведов есть мнение, что комплект является подделкой середины XX века. Большинство экспертов по творчеству Эдгара Дега, между тем, стараются не высказываться по вопросу подлинности комплекта: одним оценивать слепки и отлитые с них скульптуры, которые уже находятся в частных коллекциях, не разрешают музеи, а другие боятся судебных исков в том случае, если они публично усомнятся в подлинности находки.

Сам Майбаум заявляет, что историки искусства должны дать свою оценку слепкам. Из-за того, что искусствоведческое сообщество никак не высказывается по поводу их подлинности, крупные музеи отказываются от покупки скульптур или организации выставок. В частности, устроить выставку скульптур предлагали и Эрмитажу, но представители музея потребовали сначала провести коллоквиум и обсудить на нем подлинность слепков. Будет ли теперь организована выставка скульптур Дега, пока не сообщается.