В центре нашей Галактики нашли магнетар

Облака газа, поглощаемые черной дырой в центре Млечного Пути

Астрофизики засекли магнетар по соседству со сверхмассивной черной дырой в центре нашей Галактики. Такие пары раньше обнаружить не удавалось, хотя их давно искали - магнетар в центре галактики позволит лучше изучить эффекты искривления пространства-времени.

Об открытии, сделанном при помощи рентгеновских телескопов NuSTAR и Swift, сообщается на страницах Nature.

Прошлые наблюдения показали, что рядом со сверхмассивной черной дырой находится облако газа, которое должно поглотиться в ближайшие годы. Именно за ним наблюдала при помощи радиотелескопа VLA международная группа астрономов и эти наблюдения принесли неожиданный результат - ученым удалось обнаружить вспышки радиоизлучения, нетипичные для падающего газа.

По данным инфракрасных наблюдений, проведенных при помощи телескопов обсерватории Keck на Гавайских островах, внутри облака (получившего обозначение G2) может скрываться звезда, но и она на роль радиоисточника не годится. А вот новые данные с NuSTAR указывают на пульсар, причем 4 мая ученым удалось подтвердить его принадлежность к магнетарам - нейтронным звездам с аномально мощным, даже по меркам других нейтронных звезд, магнитным полем. Именно энергия магнитного поля позволяет магнетару выдавать серии радиоимпульсов и рентгеновских вспышек со строгой периодичностью.

Сверхмассивные черные дыры имеют массу как минимум в сотни тысяч раз больше солнечной, самые крупные превышают по массе Солнце в десятки миллиардов раз. Столь массивные объекты должны существенно искажать пространство-время, однако непосредственно наблюдать за этими эффектами обычно затруднительно из-за эффектов, создаваемых падающим на черную дыру веществом. Наличие рядом источника ярких вспышек, причем с известным временным интервалом между ними, позволит астрофизикам пронаблюдать предсказанный общей теорией относительности эффект замедления времени в гравитационном поле.

Магнетар, обращающийся по эллиптической орбите вокруг черной дыры, должен в момент своего максимального удаления выдавать вспышки с большим интервалом. Эти изменения пока что не зафиксированы, однако пока что такой цели перед учеными и не стояло.

00:02 20 мая 2017