Астрономы нашли рекордно далекую от звезды экзопланету

Фотография и рисунок пылевого диска

Ученым удалось обнаружить молодую планету-гигант на рекордном расстоянии от звезды в 80 астрономических единиц. Открытие сделано при помощи наблюдений за пылевым диском, которые астрономы провели с использованием телескопа «Хаббл». Подробности приводятся на официальном сайте института космического телескопа.

Планета обнаружена вблизи звезды TW Гидры, которая относится к классу красных карликов и удалена от Земли на 176 световых лет. Возраст звезды оценивается в восемь миллионов лет, что очень мало по меркам звездной эволюции, и о молодости TW Гидры говорит в том числе наличие вокруг газопылевого диска. Новые снимки позволили ученым увидеть то, что диск неоднороден: астрономы обнаружили в нем кольцевой разрыв в виде полосы на расстоянии около 80 астрономических единиц от центра.

Для сравнения, радиус орбиты Нептуна равен 30 астрономическим единицам, расстояниям от Земли до Солнца (150 миллионов километров). Наличие разрыва в диске указывает, по мнению ученых, на появление планеты-гиганта с массой от 6 до 28 масс Земли, которая собрала весь материал вдоль своей орбиты. По принятому в настоящее время определению термина «планета», именно способность создавать свободные от мелких объектов зазоры в пылевых дисках отличает планету от астероида или малых планет вроде Плутона.

Планета, которая пока что не сфотографирована сама по себе, относится либо к классу суперземель, либо к ледяным гигантам. А сочетание удаленности от звезды, массы, возраста и отсутствия вокруг плотных облаков пыли ставит перед астрономами непростую задачу: планета либо является довольно редким исключением из общего правила, либо традиционные модели формирования планет имеют существенные недостатки. Теория, согласно которой планета растет за счет медленного слипания пыли и частиц из окружающего звезду диска, просто не позволяет небесному телу возникнуть за столь короткий срок. Быстрое, буквально за тысячи лет, появление планеты предсказывает модель гравитационной нестабильности диска. При помощи наземных инструментов, а также будущего телескопа «Джеймс Уэбб» ученые надеются провести дополнительные наблюдения и выяснить то, можно ли использовать новое открытие в пользу одной из моделей.

Палач всея Руси