Ученые нашли аномалию в ориентации протопланетных дисков у двойной звезды

Протопланетные диски расположены под углом к плоскости двойной звезды

Астрофизики из США обнаружили молодую двойную звезду с необычной ориентацией протопланетных дисков. Результаты наблюдений астрономы опубликовали в журнале Nature, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте Национальной радиоастрономической обсерватории США (NRAO).

Астрономы заметили, что протопланетные диски вокруг двойной звезды смещены относительно ее плоскости. Протопланетный диск вокруг одной из звезд — HK Tauri А — наклонен под углом 60 градусов к ней, а другой — HK Tauri B — под углом 68 градусов. Геометрия протопланетных орбит важна для исследования возможности появления жизни на экзопланетах.

HK Tau Zoom from NRAO Outreach on Vimeo.

Исследованная система расположена на расстоянии 450 световых лет от Земли в созвездии Тельца. Большинство звезд во Вселенной, в отличие от Солнца, формируются в двойных системах, которые представляют собой две гравитационно связанные звезды. Ученые считают, что дистанция между звездами в исследованной системе в 13 раз больше расстояния между Нептуном и Солнцем. Астрономы оценивают возраст звездной системы HK Tauri в пять миллионов лет.

Аномалию в ориентации орбит ученые нашли с помощью Атакамской Большой Миллиметровой Решетки — системы радиотелескопов, работающих согласованно в режиме единого интерферометра. Новый телескоп является крупнейшей наземной обсерваторией.

Исследование ученых показывает, что многие аномалии в движении планет формируются еще на ранних этапах при их образовании из протопланетных дисков. Однако, наблюдение ученых не объясняет значительное число необычных орбит экзопланет. Астрофизикам предстоит выяснить, является ли обнаруженная ими необычная ориентация протопланетных дисков нормой или нет.

00:02 25 марта 2017