Результаты эксперимента «Матрешка-Р» на борту Международной космической станции (МКС) показали, что дозы радиации, которые получают внутренние органы космонавтов на орбите, в разы меньше, чем думали ранее. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Radiation and Environmental Biophysics, а также в пресс-релизе Роскосмоса, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
«Этот результат важен для планирования длительных полетов: он означает, что можно лететь дальше и летать дольше. Хотя в целом дозы радиации большие и остается вопрос, как их снижать, чтобы сохранить здоровье космонавтов», — отметил один из авторов исследования, Вячеслав Шуршаков из Института медико-биологических проблем РАН.
Эксперимент «Матрешка-Р» на борту МКС был начат в 2004 году, когда на станцию были доставлены манекены из полиуретана — материала, поглощающего радиацию примерно так же, как тело человека. Внутри манекенов были установлены датчики ионизирующего излучения. «Непосредственно в тело человека дозиметр поместить нельзя, поэтому используются тканеэквивалентные фантомы», — объяснил Шуршаков.
Такой фантом сначала был помещен на внешней поверхности МКС в герметичном контейнере, который по параметрам поглощения соответствовал космическому скафандру, а затем был перенесен внутрь станции. Вячеслав Шуршаков и его соавторы (ученые из Польши, Швеции, Германии и Австрии) получили точные оценки дозы радиации для каждого внутреннего органа.
Расчеты показали, что реальное воздействие радиации на внутренние органы значительно ниже, чем показывали «обычные» дозиметры. «При выходе в открытый космос доза в теле будет на 15 процентов ниже, а внутри станции — в два раза меньше, чем та доза, которую измеряет индивидуальный дозиметр, расположенный в нагрудном кармане у космонавта», — отметил ученый.
Однако Шуршаков предупредил, что даже с учетом этих данных возможная доза радиации для путешественников на Марс все еще остается слишком высокой. Ожидаемая доза составляет около 1 зиверта, что создает неоправданно высокий риск онкологических заболеваний. Поэтому специалистам придется искать пути снижения дозы радиации или сокращения срока перелета.