Найдено новое доказательство экспансии Вселенной после Большого взрыва

Телескоп проекта POLARBEAR

Обнаружено древнейшее (реликтовое) излучение, а также следы космической инфляции — мгновенного разбухания Вселенной, которое произошло за доли секунды после Большого взрыва. С таким заявлением выступил международный коллектив из более чем 70 ученых, работающих в проекте POLARBEAR. О своем открытии астрономы рассказали в журнале Astrophysical Journal, а кратко о нем сообщает Science Recorder.

POLARBEAR — это эксперимент, который проводится в пустыне Атакама (Чили) с помощью телескопа «Хуан Чан», установленного в обсерватории имени Джеймса Экса. Ученые измеряют остаточное излучение Большого взрыва: по мере расширения Вселенной оно растянулось по всему пространству и охладилось до микроволнового диапазона. Новый телескоп позволил астрофизикам сделать максимально точное (за всю историю науки) измерение реликтового излучения.

Участники проекта уверены, что их наблюдения (с вероятностью 97,2 процента) свободны от искажений, которые вносит космическая пыль. «Мы убеждены, что B-моды реликтового излучения являются по своей природе не галактическими, а космологическими. Это важная веха», — заявил соавтор исследования Кэм Арнольд (Kam Arnold).

Измерения осуществлялись с помощью болометров — тепловых приемников оптического излучения, отслеживающих направление световых волн на разных участках неба. Новые болометры позволили рассмотреть свет со сверхвысоким разрешением, примерно в три минуты дуги (одна десятая размера полной Луны).

В следующем году в Атакаме установят еще два телескопа, оборудованных еще более чувствительными датчиками излучения, способными работать одновременно на нескольких волнах. Новые инструменты ускорят поиск следов инфляции Вселенной, а также прольют свет на ее гравитационную структуру.

В марте 2014 года первую картину поляризации реликтового излучения получили ученые, работающие на антарктической обсерватории BICEP2 — за это открытие им даже прочили Нобелевскую премию. Однако астрономы, работающие с телескопом Planck Европейского космического агентства (ЕКА), в сентябре заявили: в части звездного неба, обследованного их коллегами, так много космической пыли, что большую часть силы «древнего» сигнала (если не весь этот сигнал), полученного BICEP2, можно объяснить созданными ею помехами.

Пришли к успеху