Объединенная вагонная компания (ОВК, входит в группу «ИСТ»), владеющая крупнейшим российским производителем грузовых вагонов Тихвинским вагоностроительным заводом, на встрече с инвесторами в рамках подготовки к IPO на Московской бирже озвучила возможную экспансию на международный рынок.
Компания планирует разместить от 10 до 15 процентов своих акций, из которых 5,56 миллиона ценных бумаг (5 процентов) выпущены дополнительно для IPO. Остальные акции предложит инвесторам джерсийская United Wagon Plc (владеет 100 процентов ОВК). Ценовой диапазон размещения составит от 650 до 750 рублей за акцию. Организаторами выступают «ВТБ Капитал» и «Открытие». Размещение акций намечено на 29 апреля, а вплоть до 28 апреля компания проведет серию встреч с инвесторами (road show), часть из которых проходит «с глазу на глаз».
«Мировой железнодорожный рынок достаточно консервативен. Как и российский, на который никто из серьезных игроков (китайцы, американцы) - не пришли. Но мы рассматриваем выход на международный рынок в части поставок высокотехнологичных комплектующих для вагонов. На фоне девальвации экспансия на валютные рынки становится одним из эффективных направлений развития бизнеса и обеспечит дополнительную загрузку наших мощностей. Мы в этом направлении серьезно работаем», - заявил гендиректор ОВК Роман Савушкин на встрече с инвесторами, прошедшей 23 апреля.
Относительно поставки за рубеж вагонов, Савушкин отметил, что мировая практика говорит о том, что перспективы таких поставок есть: американцы, например, экспортируют тележку и готовые узлы с высокой добавленной стоимостью, китайцы – вагоны целиком. «Мы думаем о том, что рано или поздно будем поставлять вагоны на зарубежные рынки. Уже находимся в состоянии переговоров по поставке вагонов с ближайшими странами, причем не входящими в пространство 1520», — сказал Савушкин.
Топ-менеджмент компании сообщил, что портфель заказов ОВК на 2015 год составляет 13,1 тысяч вагонов, а клиентами выступают СУЭК, УГМК (через Восток1520), En+Логистика, кэптивные и универсальные транспортные компании. Отвечая на вопрос инвесторов о перспективах развития компании в условиях профицита вагонного парка, Савушкин отметил, что ОВК ожидают списания в ближайшие два года до 100 тысяч старых вагонов ежегодно, затем по 40-50 тысяч в год. По его словам, этому будут способствовать в том числе меры, предпринимаемые государством для стимулирования выпуска инновационных вагонов с повышенными сроками эксплуатации и техническими характеристиками (их выпускают ТВСЗ и Уралвагонзавод, а также ряд других предприятий по их лицензиям). Стратегия ОВК: дальнейшее увеличение доли рынка и получение максимальной выгоды от расширения эксплуатации инновационных вагонов.
По словам первого заместителя генерального директора ОВК Дмитрия Бовыкина, почти четверть вагонов, эксплуатирующихся сегодня в России из вагонного парка в 1,2 миллиона единиц, имеет превышенный нормативный срок службы. Он также добавил, что если несколько лет назад списывалось около 2,5 тысяч вагонов ежемесячно, то в марте 2015 года списано 7 тысяч единиц. «Когда мы говорим в 1,2 миллиона, то нужно понимать, что часть — это металлолом, который простаивает. Реально работающий парк составляет около 1 миллиона вагонов. Этот парк соответствует грузообороту на железнодорожной сети. Тенденция списания старых вагонов продолжится, рынок сам себя очистит и арендные ставки вырастут. Причем рост будет наблюдаться уже этим летом», — уверен Бовыкин.
По словам управляющего директора по развитию первичного рынка и клиентской поддержке Московской биржи Анны Василенко, судя по количеству инвесторов, принявших во встрече с менеджментом ОВК, «можно говорить о том, что интерес к акциям компании высокий». «В настоящее время мы видим, как спрос со стороны инвесторов на качественные активы, так и готовность ряда компаний размещаться в новых рыночных условиях», — добавила она. Василенок также напомнила, что с начала этого года на Московской бирже прошли две сделки по вторичному размещению — ритейлеров «Лента» и «Магнит».
Как отметила руководитель управления рынков акционерного капитала «ВТБ Капитала» Елена Хисамова, «после объявления цены пакета в IPO ОВК могут участвовать совершенно разные инвесторы, в том числе пенсионные и инвестиционные фонды, банки, брокеры, а также физические лица».
Как говорит Мартин Шаффер — управляющий делами представительства группы PPF в России: «Мы с интересом отнеслись к презентации ОВК. Компания — привлекательная, с уникальными активами». По его словам, за короткий период времени ОВК продемонстрировала впечатляющие темпы роста, став одним из лидеров российского рынка вагоностроения. «Мы видим значительный потенциал для дальнейшего укрепления её позиций в силу позитивных изменений в отрасли и успешной бизнес-модели компании», — заявил Шаффер. «Менеджмент сумел подготовить и донести четкую, разумную стратегию развития. Со своей стороны, мы продолжаем внимательно следить за российским рынком, который, на наш взгляд, остается недооцененным и будет расти по мере улучшения макроэкономической ситуации», — отметил эксперт.