В древнем янтаре нашли блоху с возбудителем «черной смерти»

В янтаре возрастом 20 миллионов лет ученые обнаружили вероятного предка микроорганизмов, которым человечество обязано одной из наиболее смертельных эпидемий в истории — «черной смертью» XIV века. Тогда от чумы погибло больше трети населения Европы. Об открытии сообщается в журнале Journal of Medical Entomology. Коротко о нем рассказывает Discovery News.

Образец янтаря нашли на территории Доминиканской Республики, между Пуэрто-Плата и Сантьяго. 20 миллионов лет назад эта местность была покрыта тропическими лесами. Бактерии были обнаружены на хоботке блохи, а также в области задней кишки.

«Ископаемые бактерии не только внешне напоминают возбудителя чумы (Yersinia pestis). Их присутствие на задней кишке и хоботке также характерно для современных чумных бактерий. Именно это местоположение связано с особенностями переноса блохами возбудителей инфекции», — отмечает автор исследования энтомолог Джордж Пойнар (George Poinar).

Кроме того, Пойнар изучил форму и размер бактерий с помощью микроскопа с высоким увеличением. Особая форма (палочки и сферы) отличает только Yersinia pestis и только что открытых микробов.

Ранее считалось, что блохи превратились в переносчиков инфекций, опасных для животных и людей, лишь двадцать тысяч лет назад. Новое открытие заставляет пересмотреть эту теорию, считает Пойнар. Вполне возможно, что неизвестные вспышки бубонной чумы были вызваны исчезнувшими к настоящему времени штаммами Yersinia pestis.

Эти бактерии теоретически могли эволюционировать уже много миллионов лет. Вполне возможно, что они причастны к вымиранию доисторических животных, в том числе и динозавров, полагает Пойнар.

Наука и техника00:0722 августа