В течение будущих 12 месяцев на рынок Москвы выйдет около 460 тысяч квадратных метров новых качественных центров, что на 18 процентов уступает результату уходящего года, говорится в релизе компании JLL.
Как отмечают аналитики, 90 процентов этого объема составляют объекты, ввод которых был перенесен с предыдущих лет. На 2016 год заявлено открытие торговых центров «Ривьера», «Моремолл Москва», «Полежаевский», «Рига Молл», второй фазы ТЦ «Метрополис».
По мнению экспертов, в перспективе ближайших двух — трех лет ввод торговых площадей в Москве будет снижаться. «Новые торговые центры сегодня практически не заявляются, за исключением небольших, локальных проектов, — приводятся в сообщении слова директора по России и СНГ, начальника департамента торговых площадей компании Татьяны Ключинской. «При этом мы ожидаем дальнейшего движения рынка в сторону “рынка ритейлера”, что соответствует европейскому тренду», — добавляет Ключинская.
Объективными причинами снижения девелоперской активности на рынке торговой недвижимости специалисты называют недоступность заемного финансирования и низкий спрос со стороны ритейлеров на новые проекты. «Если прежде торговому комплексу для полного открытия требовалось около полугода, сегодня этот период составляет около двух лет», — заключает Ключинская.
Объем ввода торговых центров 2015 году снизился по сравнению с показателем предшествующего года на 7 процентов — до 560 тысяч квадратных метров. По данным на начало четвертого квартала, в торговых центрах 2014–2015 годов пустовало около 20 процентов помещений.