В Общественной палате России состоялся второй круглый стол, посвященный созданию реестра деструктивного контента. Эксперты обсудили распространенность такого рода информации в сети и признаки, по которым ее можно идентифицировать.
Работа по созданию реестра ведется в рамках поручения президента России. «Речь идет о том, что есть контент уже запрещенный, а есть некая "серая зона", которая не порывается законом. То есть контент, будучи деструктивным, не фильтруется и не блокируется социальными сетями и другими площадками. Мы должны силами общественности разработать проект, который позволит такой контент идентифицировать и договориться с цифровыми платформами о единой политике и условиях блокировки, — пояснил генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», эксперт по IT-безопасности Игорь Ашманов. — Наша задача — не что-то запрещать, а работать с тем, что является недопустимым с точки зрения нравственности и морали, но присутствует в цифровом пространстве. Речь не о законотворческих инициативах, а о процедуре, которая позволит эту "серую зону" привести в порядок».
Директор Института проблем правового регулирования факультета права НИУ ВШЭ Анна Дупан рассказала собравшимся о признаках деструктивного контента и критериях для определения его видов. По словам Дупан, в мировой практике к отличительным особенностям такого рода информации относят ее общедоступность и способность нанести потенциальный вред конкретному человеку, негативно повлиять на его нравственное, духовное, психическое развитие и состояние. У экспертов вызвала вопросы формулировка «общедоступности»: насколько она применима, например, к закрытым группам и каналам в социальных сетях и мессенджерах, где распространяется откровенно деструктивный и шок-контент. Участники круглого стола пришли к мнению, что этот тезис требует более подробного изучения и проработки.
В целом, эксперты выразили глубокую обеспокоенность темпами распространения и большими охватами в сети деструктивного контента. «Например, информация, популяризирующая насилие в отношении людей: только за два месяца, специалисты РОЦИТ обнаружили более 555 тысяч таких сообщений с общим охватом в 556 миллионов. Отличительная особенность — подача деструктивной информации как новостного контента, — рассказал директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин. — Еще одна категория деструктивной информации — популяризации призывов к самоповреждению, в том числе материалы о специфических диетах. Контент, связанный с насилием в отношении животных, также весьма популярен: эксперты нашли 574 тысячи сообщений с охватом почти в 1 миллиард. В основном такого рода материалы размещаются на YouTube. Кроме того, популярность пользуются материалы категории "киберунижение": в последнее время все большую распространённость получают видео принудительных извинений».
С учетом озвученных данных участники круглого стола пришли к выводу о необходимости создания единых правил по работе с деструктивным контентом — для всех цифровых ресурсов, в том числе для социальных сетей и площадок киберспорта. Для наиболее эффективной борьбы с такого рода информацией предлагается создание отдельного экспертного совета, инструментами работы которого станут именно категоризатор и реестр деструктивного контента.
Третий круглый стол, посвященный борьбе с деструктивным контентом, состоится в Общественной палате России 22 ноября. После обсуждения экспертами в рамках круглых столов в Общественной палате категоризатор будет утверждён в финальной версии и передан интернет-площадкам для использования в работе.