«Диалог» провел в 2023 году аналитическое исследование и цикл социологических опросов для Минпромторга России, чтобы узнать, как россияне относятся к современному отечественному производству непродовольственных товаров народного потребления. Суммарно было рассмотрено более 26 тысяч содержательных комментариев на таких площадках, как «ВКонтакте», «Дзен» и Telegram.
Выяснилось, что к продукции в 3 из 4 рассматриваемых категорий россияне относятся в основном позитивно: это косметика (73 процента), одежда (55 процентов) и мебель (53 процентов). Самой же обсуждаемой категорией товаров стала «Одежда»: по данной теме было зафиксировано более 926 тысяч сообщений и более 303 тысяч комментариев.
При этом наибольшее число позитивных комментариев относится к категории «Косметика»: многие пользователи рассказали, что уже длительное время являются покупателями отечественной косметики и не планируют менять свой выбор.
В отношении категории «Бытовая техника» был зафиксирован 41 процент позитивных комментариев — авторы исследования связывают более низкий процент в том числе с тем, что значительная доля компаний имеет названия из латинских букв. Некоторые комментаторы открыто признались, что до некоторого времени не воспринимали определенные бренды как отечественные из-за наличия иностранного наименования. Кроме того, эксперты фиксируют запрос аудитории на русскоязычные названия и отказ от мимикрии под иностранных производителей.
Как рассказала директор департамента аналитики и управления данными АНО «Диалог» Юлия Тян, основные аргументы за отечественные товары, которые приводят в своих комментариях пользователи соцмедиа, — это качество продукции, приемлемая цена, а также желание поддержать набирающую обороты отечественную промышленность. В частности, эксперт отметила, что в тематической комментарийной линии «Покупаю отечественную продукцию — претензий не имею» чаще всего люди акцентируют внимание на том, что товары российского производства стали «привычными для их быта, и они не планируют менять свои предпочтения».
Тренд на растущую популярность отечественных товаров среди населения подтверждают и данные социологических опросов, проведенных агентством «Вебер» в июне-ноябре 2023 года. Так, более трети граждан (34 процента) считают российские товары качественными, почти две трети (63 процента) в принципе считают уход иностранных брендов позитивным явлением для российском экономики и лишь 16 процентов выступают за возвращение западных компаний. Еще почти половина граждан (48 процентов) позитивно относится к деятельности российских предпринимателей.