C 4 по 14 октября 2008 года в Москве проходили архитектурные дни. Проект агентства P-Arch "Свобода доступа" организовал экскурсию "21 здание 21 века" и предложил топ архитектурных сооружений 2002-2007 годов. Участники экскурсии увидели самые интересные, яркие, иногда спорные здания, без которых сегодня уже невозможно представить современную Москву.
ЖК "Римский дом"_, мастерская Михаила Филиппова, 2005 год. Филлипов, бывший "бумажник", сейчас его считают "апологетом неоклассики". Восьмиэтажный жилой комплекс выполнен архитектором с использованием античного ордера, что позволяет поверить в актуальность классики в XXI веке. Название обязывает, но "Римский дом" во 2-м Казачьем переулке не имеет никаких прототипов в Риме. Кто-то увидел в нем реплику флорентийского палаццо Даванцатти.
ЖК "Copper House"_, "Сергей Скуратов Architects", 2004 год. Риелторы давно нарекли территорию между Остоженкой и Пречистенской набережной "Золотой милей", а Бутиковский переулок поменял ударение с третьего на второй слог. Здесь впервые элитное строительство сочеталось с качественной современной архитектурой и образовало целый квартал просто очень хороших функциональных домов. Один из них – "Медный дом" архитектора Скуратова. Чтобы "действовать" в условиях агрессивного городского пейзажа, здание облицовано медью яркого оттенка.
Жилой дом в Молочном переулке_, бюро "Проект Меганом", 2002 год. Полукруглый фасад дома организует пересечение Бутиковского и Молочного переулков. Для московской практики начала 2000-х это было сверхнетипично. Архитекторы доказали, что коммерческому элитному жилью не обязательно демонстрировать свою финансовую состоятельность, достаточно монументальности. Несмотря на аллюзию на советские обкомы, дом долго возглавлял архитектурные рейтинги.
Жилой дом-апартаменты в Брюсовом переулке_, мастерская архитектора Бавыкина, 2007 год Вместо бурьяна, который вырос на фундаменте снесенной усадьбы Андреевых, в Брюсовом переулке взошла каменная растительность. По замыслу архитекторов отделанные иранским мрамором колонны на фасаде должны имитировать тополя. Но устойчивая неприязнь москвичей к тополиному пуху перешла в экзистенциальную ипостась. Дом в Брюсовом вызывает устойчивую аллергию у знатоков и ценителей исторической архитектуры.
Мерседес-бенц плаза_, ABD Architects, 2004 год. Здание Mercedes-Benz Plaza расположено на примыкающей к Ленинградскому проспекту части территории спорткомплекса ЦСКА. Оно строилось одновременно с элитным жилым комплексом "Триумф Палас". Совершенно разные по идеологии, эстетике и подходу архитектурные сооружения стали своеобразными символами нашего своеобразного времени. По сообщению руководителя ABD Architects Бориса Левянта, у германских коллег подобное соседство вызвало серьезное недоумение.
ЖК "Аэробус"_, ТПО "Резерв", 2006 год. Дом действительно гигантский - 35 этажей, длина каждого корпуса 500 метров. Как аэробус он возвышается над окружающей типовой застройкой и врезается в пейзажный парк Тимирязевской академии. Архитектор Владимир Плоткин использует сетчатую структуру, позиционируя отдельную ячейку "матрицей". Из этой матрицы вырастает гигантизм города-многомиллионника. 7.jpg:85:57:800:534:424 Жилой дом "Панорама"_, бюро "Остоженка", 2005 год. После дома на Брестской, получившего прозвище "Пингвин" за выступающий в уличный проем пузатый фасад, архитекторы из бюро "Остоженка" дали искусствоведам повод к образным упражнениям. "Аквариум, расколотый надвое", "треснутая ледяная глыба", "стеклянное ущелье" - такое количество эпитетов вызвал дом "Панорама" на улице Климашкина. Вернее арка между двумя объемами, открывающая вид на костел Непорочного зачатия Девы Марии на Малой Грузинской.
Жилой дом "Стольник"_, бюро "А-Б", 2003 год. Архитектурный манифест, затерянный в переулках Арбата. Слишком яркий, глянцевый и радикальный дом для Левшинского переулка менее всего ассоциируется с элитным жильем. Авторам из бюро "Арт-Бля" наплевать на контекст. Хулиганское название, хулиганская архитектура - чего еще ожидать от команды с таким названием?
Офисный комплекс "Эрмитаж Плаза"_, "Сергей Киселев и партнеры", 2006 год. Комплекс состоит из двух корпусов – большого восьмиэтажного объема и четырехэтажного, призванного сгладить переход к исторической двухэтажной усадьбе Остерманов-Толстых XVIII-XIX веков, в которой сейчас расположился Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Правда соседство оштукатуренного фасада памятника и стеклянного полукруглого объема все-таки вызывает чувство диссонанса.
Здание Союза архитекторов России_. "Мастерская А. Асадова", 2005 год. Проект победил в конкурсе 2002 года и был призван наладить диалог между историей и современностью. Но диалога не получилось – "зеленая волна" накрыла отреконструированную часть памятника 19 века. Проект спорный, но пока российские архитекторы не придумали другого способа активного взаимодействия эпох. В Германии, например, предпочитают консервацию старины и ее пассивное соседство со стеклом и металлом XXI века.
Помпейский дом_, архитектор Михаил Белов, 2005 год. Когда в Филипповском переулке появился Помпейский дом, представители архитектурной критики увидели в нем проявление самого, что ни на есть, московского духа. Помпейское тяготение к ордерной классике оказалась созвучно и фантазиям московского барокко и узорочью абрамцевско-талашкинских построек. Особенно притягивает декоративное решение фасадов - архитектор использовал новую технологию росписи и жизнерадостную цветовую гамму.
Жилой дом "Дворянское гнездо"_, архитекторы Илья Уткин, Михаил Чирков, 2003 год. Илья Уткин - это не только "бумажная архитектура", архитектор делает классику, серьезную и возможно подлинную. Жилой дом "Дворянское гнездо" в Большом Левшинском переулке - пример того, как в наши дни должен выглядеть многоэтажный классический дом.