Худшее путешествие на свете За что британские моряки получат «Арктическую звезду» вместо российской медали

20 фото

С августа 1941 года по май 1945 года 65 тысяч британских военнослужащих занимались доставкой военных грузов Советскому Союзу с помощью так называемых Северных конвоев. Тогдашний премьер Великобритании Уинстон Черчилль назвал эти арктические рейсы под огнем немецкой авиации и подлодок «худшим путешествием на свете». Только в феврале 2013 года британское правительство решило наградить 200 оставшихся в живых ветеранов боевой медалью «Арктическая звезда».

После вступления Советского Союза во Вторую мировую войну перед союзниками встал вопрос о поставках русским оружия и боеприпасов в рамках программы ленд-лиз. Грузы безвозмездно предоставлялись США. Крупнейшим получателем стала Великобритания. На втором месте оказался СССР, получивший помощь на сумму примерно 140 миллиардов долларов в современных ценах.

Британский плакат: &laquoОружие для России: большой конвой британских кораблей в сопровождении советских истребителей идет в мурманский порт с жизненно важным грузом для Красной армии»

Иллюстрация: The National Archives / Heritage-Images / TopFoto / FOTODOM.RU

После вступления Советского Союза во Вторую мировую войну перед союзниками встал вопрос о поставках русским оружия и боеприпасов в рамках программы ленд-лиз. Грузы безвозмездно предоставлялись США. Крупнейшим получателем стала Великобритания. На втором месте оказался СССР, получивший помощь на сумму примерно 140 миллиардов долларов в современных ценах.

Из нескольких маршрутов поставок по ленд-лизу самым быстрым был через Арктику. Но на этом пути моряков ждали не только сложные погодные условия.

Создание карты передвижения арктических конвоев

Фото: архив AP

Из нескольких маршрутов поставок по ленд-лизу самым быстрым был через Арктику. Но на этом пути моряков ждали не только сложные погодные условия.

Захватившие Норвегию немцы контролировали береговую линию до границ СССР. В Заполярье базировались нацистские ВВС и ВМС, включая подводные лодки. Все это вкупе с переменчивыми течениями, дрейфующими льдами и частыми туманами создавало серьезную угрозу для судоходства.

Иллюстрация: «Лента.ру»

Захватившие Норвегию немцы контролировали береговую линию до границ СССР. В Заполярье базировались нацистские ВВС и ВМС, включая подводные лодки. Все это вкупе с переменчивыми течениями, дрейфующими льдами и частыми туманами создавало серьезную угрозу для судоходства.

Несмотря на сомнения Черчилля, Сталину все же удалось уговорить его  отправлять караваны транспортных  судов вокруг оккупированной Норвегии  в сопровождении кораблей королевских  ВМС Великобритании.

Корабли эскорта и торговые суда конвоя PQ 17 перед отплытием из исландской гавани Хвалфьорд в июне 1942 года

Фото: iwm.org.uk

Несмотря на сомнения Черчилля, Сталину все же удалось уговорить его отправлять караваны транспортных судов вокруг оккупированной Норвегии в сопровождении кораблей королевских ВМС Великобритании.

Эти поставки вошли в историю под названием Северных или Полярных конвоев. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 караванов, в которые вошли более 1400 транспортных судов. Британский премьер Уинстон Черчилль назвал эти рейсы «худшим путешествием на свете».

Корабль сопровождения с катапультируемым самолетом «Харрикейн»

Фото: krassin.ru

Эти поставки вошли в историю под названием Северных или Полярных конвоев. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 караванов, в которые вошли более 1400 транспортных судов. Британский премьер Уинстон Черчилль назвал эти рейсы «худшим путешествием на свете».

Существовало два маршрута Северных конвоев: летний отправлялся из исландской гавани Хвалфьорд, а зимний, когда дрейфующие льды уже не позволяли навигацию в высоких широтах, из шотландских и английских портов. Конечными точками являлись Архангельск и Мурманск.

Линкор «Кинг Джордж V»

Существовало два маршрута Северных конвоев: летний отправлялся из исландской гавани Хвалфьорд, а зимний, когда дрейфующие льды уже не позволяли навигацию в высоких широтах, из шотландских и английских портов. Конечными точками являлись Архангельск и Мурманск.

Корабли союзников сопровождали конвои до территориальных вод СССР, и на них ложилась основная нагрузка по охране гражданских судов от вражеских подлодок, крейсеров и самолетов. Главная опасность подстерегала у северной оконечности Европы — мыса Нордкап.

Британский эскортный авианосец «Эвенджер» с истребителями «Харрикейн»на палубе

Корабли союзников сопровождали конвои до территориальных вод СССР, и на них ложилась основная нагрузка по охране гражданских судов от вражеских подлодок, крейсеров и самолетов. Главная опасность подстерегала у северной оконечности Европы — мыса Нордкап.

Конвои пытались обходить Норвегию, так чтобы их нельзя было заметить с земли. Корабли зачастую шли в режиме радиомолчания, чтобы не быть обнаруженными противниками, на расстоянии прямой видимости друг от друга. На морской границе с СССР караваны передавались под охрану советскому флоту.

Обледеневшие орудия главного калибра британского крейсера «Белфаст»

Фото: dailyrecord.co.uk

Конвои пытались обходить Норвегию, так чтобы их нельзя было заметить с земли. Корабли зачастую шли в режиме радиомолчания, чтобы не быть обнаруженными противниками, на расстоянии прямой видимости друг от друга. На морской границе с СССР караваны передавались под охрану советскому флоту.

В среднем переход длился около десяти дней. Летом, в полярный день, уменьшалась вероятность атаки подлодок, но возрастала уязвимость для надводных кораблей и самолетов. Зимой же приходилось бороться с постоянным обледенением.

Моряки счищают лед на одном из транспортных судов конвоя

Фото: arcticconvoy.ru

В среднем переход длился около десяти дней. Летом, в полярный день, уменьшалась вероятность атаки подлодок, но возрастала уязвимость для надводных кораблей и самолетов. Зимой же приходилось бороться с постоянным обледенением.

Обычно в конвой входило до трех десятков транспортных судов и до десяти кораблей охраны. Черчилль говорил, что рейсы будут оправданы, если хотя бы 50 процентов груза будет доставлено по назначению.

Британские моряки в специальном полярном обмундировании

Фото: dailyrecord.co.uk

Обычно в конвой входило до трех десятков транспортных судов и до десяти кораблей охраны. Черчилль говорил, что рейсы будут оправданы, если хотя бы 50 процентов груза будет доставлено по назначению.

До весны 1942 года арктический маршрут считался довольно безопасным, но в дальнейшем немцы обратили внимание на слишком активное судоходство в этом районе и, подумав, что союзники готовятся к высадке в северной Норвегии, стали перебрасывать туда дополнительные силы ВМС и ВМФ.

Моряки в специальном полярном обмундировании управляют прожектором

До весны 1942 года арктический маршрут считался довольно безопасным, но в дальнейшем немцы обратили внимание на слишком активное судоходство в этом районе и, подумав, что союзники готовятся к высадке в северной Норвегии, стали перебрасывать туда дополнительные силы ВМС и ВМФ.

Максимальные потери за все время морских конвоев пришлись на PQ-17 летом 1942 года. Караван вышел из Рейкьявика 27 июня, но 4 июля его сопровождение получило приказ рассеяться из опасений подвергнуться атаке крупного немецкого соединения, в состав которого входил «Тирпиц».

Аэрофотосъемка немецкого линкора «Тирпиц»

Фото: The National Archives / Heritage-Images / TopFoto / FOTODOM.RU

Максимальные потери за все время морских конвоев пришлись на PQ-17 летом 1942 года. Караван вышел из Рейкьявика 27 июня, но 4 июля его сопровождение получило приказ рассеяться из опасений подвергнуться атаке крупного немецкого соединения, в состав которого входил «Тирпиц».

Разведданные оказались неверными, но транспорты, прорывавшиеся в Архангельск поодиночке, оказались уязвимой мишенью для немецкой авиации и подлодок. Потери составили 24 судна из 35.

Немецкий крейсер «Адмирал Шеер»

Фото: The National Archives / Heritage-Images / TopFoto / FOTODOM.RU

Разведданные оказались неверными, но транспорты, прорывавшиеся в Архангельск поодиночке, оказались уязвимой мишенью для немецкой авиации и подлодок. Потери составили 24 судна из 35.

Отомстить немцам удалось 31 декабря того же года в ходе так называемого Новогоднего боя в Баренцевом море. Корабли охранения конвоя JW-51B в условиях полярной ночи разгромили превосходящие немецкие силы.

Взрыв на одном из транспортных судов конвоя

Фото: arcticconvoy.ru

Отомстить немцам удалось 31 декабря того же года в ходе так называемого Новогоднего боя в Баренцевом море. Корабли охранения конвоя JW-51B в условиях полярной ночи разгромили превосходящие немецкие силы.

Новую крупную победу британцам удалось одержать 26 декабря 1943 года, когда у мыса Нордкап сопровождение конвоя JW 55B потопило немецкий линкор «Шарнхорст».

Атака на конвой PQ-18 в сентябре 1942 года

Фото: ww2today.com

Новую крупную победу британцам удалось одержать 26 декабря 1943 года, когда у мыса Нордкап сопровождение конвоя JW 55B потопило немецкий линкор «Шарнхорст».

Почти за четыре года Северных конвоев были потеряны 85 торговых судов и 16 боевых кораблей британского флота, включая два крейсера и шесть эсминцев. Немцы лишились линкора, трех эсминцев, 30 подлодок и большого количества самолетов.

Подводный взрыв рядом с эсминцем «Ашанти» во время атаки на конвой PQ-18 в сентябре 1942 года. На переднем плане эсминец «Эскимос»

Фото: gov.uk

Почти за четыре года Северных конвоев были потеряны 85 торговых судов и 16 боевых кораблей британского флота, включая два крейсера и шесть эсминцев. Немцы лишились линкора, трех эсминцев, 30 подлодок и большого количества самолетов.

Долгое время британское правительство игнорировало просьбы ветеранов конвоев об учреждении специальных наград для их участников. Вариант почетного значка был ими с негодованием отвергнут.

Ветераны полярных конвоев Вилен Астахин (слева) и Гордон Лонг во время встречи в Мурманске, посвященной 60-летию первого прихода кораблей союзников в мурманский порт, 2001 год

Фото: Семен Майстерман / ИТАР-ТАСС

Долгое время британское правительство игнорировало просьбы ветеранов конвоев об учреждении специальных наград для их участников. Вариант почетного значка был ими с негодованием отвергнут.

Россия хотела наградить британских моряков медалью Ушакова, однако в Лондоне запретили им принимать этот знак отличия: подданным королевы нельзя получать иностранные награды, если им уже вручены британские за тот же подвиг или же, как в случае с ветеранами конвоев, их планируется вручить.

Памятник погибшим участникам полярных конвоев, установленный на острове Лонгхоуп

Фото: cantickhead.com

Россия хотела наградить британских моряков медалью Ушакова, однако в Лондоне запретили им принимать этот знак отличия: подданным королевы нельзя получать иностранные награды, если им уже вручены британские за тот же подвиг или же, как в случае с ветеранами конвоев, их планируется вручить.

В декабре 2012 года правительство Дэвида Кэмерона наконец решилось на создание отдельной награды для участников Северных конвоев. В феврале 2012 было объявлено об учреждении медали «Арктическая Звезда», которую планируется начать вручать с марта.

Встреча ветеранов полярных конвоев, 2011 год. Стоят слева направо: Джордж Шрив, Ральф Бекетт, Джон Джейкоб, Фред Рейнолдс, Эрик Элли, Бэйден Холл, Уильям Шеппард; сидят слева направо: Гарри Грю, Дик Дайкс, Эдди Гринфел и Джордж Бейтс.

Фото: Murray Sanders / Daily Mail / Rex Features / FOTODOM.RU

В декабре 2012 года правительство Дэвида Кэмерона наконец решилось на создание отдельной награды для участников Северных конвоев. В феврале 2012 было объявлено об учреждении медали «Арктическая Звезда», которую планируется начать вручать с марта.

По оценкам министерства обороны Великобритании, в живых остались не более 200 ветеранов Северных конвоев из 65 тысяч моряков и летчиков, прошедших через это испытание.

Медали Ушакова и «Арктическая Звезда»

По оценкам министерства обороны Великобритании, в живых остались не более 200 ветеранов Северных конвоев из 65 тысяч моряков и летчиков, прошедших через это испытание.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше