В конце октября вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил, что новый российский гражданский самолет, который раньше назывался МС-21, переименуют в Як-242. «Лента.ру» решила посмотреть, какие еще самолеты (как военные, так и гражданские) выходили под этим легендарным брендом, образованным от первых двух букв фамилии прославленного авиаконструктора Александра Яковлева.
Фото: San Diego Air and Space Museum Archive
Одномоторный самолет-истребитель Як-1 производился с 1940-го по 1944 год; всего на трех заводах (в Оренбурге, Саратове и Химках) было выпущено почти девять тысяч Як-1 всех модификаций.
Фото: airwar.ru
Як-6 во время войны использовался и как транспортник, и как бомбардировщик. В советских войсках он прослужил до 1950 года, часть Як-6 после войны была передана в вооруженные силы союзников, например французов.
Фото: albumwar2.com
Як-9 — самый популярный советский самолет-истребитель Второй мировой: он производился с 1942-го по 1948 год, всего было выпущено более 16 тысяч Як-9.
Фото: Ken Iwelumo / Wikipedia
Вертолет Як-24 производился всего несколько лет, успел установить несколько мировых рекордов по поднятию грузов, но успеха программа не снискала: Як-24 проиграл конкуренцию Ми-6.
Фото: crimso.msk.ru
Як-28 выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, учебно-тренировочного самолета и других. Его первый полет состоялся в 1960 году, а снят с эксплуатации он был только в 1994-м.
Фото: prototypes.free.fr
Як-38 — первый советский серийный самолет вертикального взлета и посадки. Из 231 выпущенного самолета разбились 48.
Фото: Lars Söderström / Wikipedia
Як-40 — первый гражданский реактивный самолет для местных линий. Характерно, что он до сих пор не снят с эксплуатации, хотя первый полет Як-40 совершил еще в 1966 году.
Фото: Arcturus / Wikipedia
Если самолетов Як-40 было произведено в общей сложности больше тысячи, то Як-42 — менее двухсот. Именно на Як-42 разбилась в 2011 году хоккейная команда «Локомотив».
Фото: militaryrussia.ru
Як-44 — жертва развала Советского Союза. Палубный самолет радиолокационного дозора даже не был отдан в производство, финансирования хватило только на прототип.
Фото: Ken Videan / Wikipedia
Многоцелевому палубному самолету Як-141 повезло чуть-чуть больше: их собрали аж четыре штуки, но и его программа подверглась сокращению финансирования, а затем и заморозке.
Фото: Adrian ... / Flickr
Як-130 — самый новый учебный самолет. Предполагается, что он будет поставляться как в российские ВВС, так и на экспорт, причем в обоих случаях речь может идти о сотнях машин.
Фото: Сергей Субботин / РИА Новости
Як-58 — эксперимент ОКБ в сфере легких самолетов. Изначально Як-58 разрабатывался на Тбилисском авиационном заводе, а в конце 1990-х программа была закрыта.
Фото: Alex Beltyukov / Wikipedia
Як-242 — главная надежда российского авиапрома по возвращению себе утраченных позиций на мировом рынке. Як-242 — второй после Sukhoi Superjet лайнер, полностью разработанный в России (а не в СССР).
Фото: eurasianhub.com
Новое название Як-242, видимо, получил, чтобы показать преемственность с Як-142, ближнемагистральным пассажирским самолетом, выпущенным в единственном экземпляре в начале 1990-х годов.