Культура

Горячие клавиши Как начиналась история электронной музыки

17 фото

Современные технологии создания электронного звука совершенствуются так быстро, что не оставляют времени задуматься о том, что им предшествовало. А начиналась электронная музыка с электрических и электронных клавишных инструментов. Электропиано и синтезаторы XX века интересны не только звуками, которые они могли воспроизводить, но и своим внешним видом. Около полусотни уникальных клавиатур собраны в музее клавишных инструментов, расположенном в Продюсерском центре Игоря Сандлера в Москве. Самое представительное на территории России собрание клавишной электроники можно будет увидеть на выставке NAMM Musikmesse Russia, которая пройдет в Сокольниках с 11 по 14 сентября 2014 года.

И еще не все инструменты поместились! Большинство из них — в рабочем состоянии: включай в сеть, подключай к усилителю — и играй.

Музей клавишных инструментов в Продюсерском центре Игоря Сандлера

Фото: Артур Веткин

И еще не все инструменты поместились! Большинство из них — в рабочем состоянии: включай в сеть, подключай к усилителю — и играй.

Дедушка всех современных электронных клавишных инструментов, созданный в 1935 году американским изобретателем Лоуренсом Хэммондом (Laurens Hammond) и сразу же запущенный в серийное производство. Это электрический, а не электронный инструмент, поскольку звук генерирует не электронная схема, а фонические колеса с электромагнитными звукоснимателями. Самый тяжелый из существующих на сегодняшний день клавишных инструментов — вес с блоком педалей составляет 193 кг. Органы Hammond Organ B3 значительно повлияли на звучание классического хард-рока 70-х. Среди музыкантов, чье имя неразрывно связано с этим инструментом — Джон Лорд (Jon Lord) из Deep Purple и Кен Хенсли (Ken Hensley) из Uriah Heep.

Hammond Organ B3

Фото: Артур Веткин

Дедушка всех современных электронных клавишных инструментов, созданный в 1935 году американским изобретателем Лоуренсом Хэммондом (Laurens Hammond) и сразу же запущенный в серийное производство. Это электрический, а не электронный инструмент, поскольку звук генерирует не электронная схема, а фонические колеса с электромагнитными звукоснимателями. Самый тяжелый из существующих на сегодняшний день клавишных инструментов — вес с блоком педалей составляет 193 кг. Органы Hammond Organ B3 значительно повлияли на звучание классического хард-рока 70-х. Среди музыкантов, чье имя неразрывно связано с этим инструментом — Джон Лорд (Jon Lord) из Deep Purple и Кен Хенсли (Ken Hensley) из Uriah Heep.

Именно этот инструмент можно назвать «классическим электропиано». В различных модификациях он выпускается с 1965 года до сих пор. Невзирая на классический способ звукоизвлечения молоточками по металлическим пластинам, снабженным звукоснимателями, Rhodes Eighty Eight всегда отличался футуристическим звучанием, что и принесло ему популярность. Данная модель — «полная», с 88 (Eighty Eight) клавишами как у настоящего фортепиано; существуют модели с 73 клавишами.

Rhodes Eighty Eight

Фото: Артур Веткин

Именно этот инструмент можно назвать «классическим электропиано». В различных модификациях он выпускается с 1965 года до сих пор. Невзирая на классический способ звукоизвлечения молоточками по металлическим пластинам, снабженным звукоснимателями, Rhodes Eighty Eight всегда отличался футуристическим звучанием, что и принесло ему популярность. Данная модель — «полная», с 88 (Eighty Eight) клавишами как у настоящего фортепиано; существуют модели с 73 клавишами.

Недешевый по меркам начала 80-х годов, этот инструмент производства ГДР был в то время желанным приобретением для любого профессионального музыканта на территории СССР. Называясь «электрическим фортепиано», Vermona на деле обеспечивала своеобразное звучание, называвшееся в те годы в профессиональных кругах «космическим роялем». С легкостью заменял в массе коллективов Hohner Clavinet D-6

Vermona Piano

Фото: Артур Веткин

Недешевый по меркам начала 80-х годов, этот инструмент производства ГДР был в то время желанным приобретением для любого профессионального музыканта на территории СССР. Называясь «электрическим фортепиано», Vermona на деле обеспечивала своеобразное звучание, называвшееся в те годы в профессиональных кругах «космическим роялем». С легкостью заменял в массе коллективов Hohner Clavinet D-6

Без своеобразного жужжащего звучания этого инструмента невозможно представить себе такие стили, как фанк или диско. На самом деле это — модернизированный электрический клавикорд, а его узнаваемый звук — результат моментального гашения колебаний соответствующей струны после нажатия клавиши.

Hohner Clavinet D-6

Фото: Артур Веткин

Без своеобразного жужжащего звучания этого инструмента невозможно представить себе такие стили, как фанк или диско. На самом деле это — модернизированный электрический клавикорд, а его узнаваемый звук — результат моментального гашения колебаний соответствующей струны после нажатия клавиши.

Инструмент, чье имя стало нарицательным на территории СССР. Словом «ионика» называли любые клавишные инструменты небольших размеров. На самом же деле Ionika — товарный знак пошедшего в серийное производство в 1959 году малогабаритного электрооргана производства ГДР. Странное название обусловлено применением в конструкции не только электронных (радиоламп), но и ионных приборов — неоновых ламп и тиратронов.

Ionika

Фото: Артур Веткин

Инструмент, чье имя стало нарицательным на территории СССР. Словом «ионика» называли любые клавишные инструменты небольших размеров. На самом же деле Ionika — товарный знак пошедшего в серийное производство в 1959 году малогабаритного электрооргана производства ГДР. Странное название обусловлено применением в конструкции не только электронных (радиоламп), но и ионных приборов — неоновых ламп и тиратронов.

Первый монофонический синтезатор для сценической работы. Термин «монофонический» означает, что в текущий момент на инструменте может быть сыграна только одна нота. Разработан одним из первопроходцев электронной музыки Робертом А. Мугом (Robert A. Moog). Выпускался с 1970 по 1981 год. На MiniMoog играли такие клавишники, как Мэнфред Манн, лидер Manfred Mann's Earth Band и Рик Уэйкмэн из Yes. Внешний вид MiniMoog стал стандартом для синтезаторов.

MiniMoog

Фото: Артур Веткин

Первый монофонический синтезатор для сценической работы. Термин «монофонический» означает, что в текущий момент на инструменте может быть сыграна только одна нота. Разработан одним из первопроходцев электронной музыки Робертом А. Мугом (Robert A. Moog). Выпускался с 1970 по 1981 год. На MiniMoog играли такие клавишники, как Мэнфред Манн, лидер Manfred Mann's Earth Band и Рик Уэйкмэн из Yes. Внешний вид MiniMoog стал стандартом для синтезаторов.

Выпускавшаяся с 1978 по 1981 год относительно дешевая альтернатива MiniMoog. Первый в мире электронный клавишный инструмент с динамической клавиатурой, где тональность и громкость звука уже зависела от силы и продолжительности удара по клавише.

MultiMoog

Фото: Артур Веткин

Выпускавшаяся с 1978 по 1981 год относительно дешевая альтернатива MiniMoog. Первый в мире электронный клавишный инструмент с динамической клавиатурой, где тональность и громкость звука уже зависела от силы и продолжительности удара по клавише.

В 1978 году японская фирма Korg приступила к выпуску простого дальневосточного ответа на MiniMoog с единственным генератором сигнала и панелью внешней коммутации, идея которой была позаимствована у огромных студийных модульных синтезаторов Роберта А. Муга, разработанных в конце 60-х годов. За обилие проводов на передней панели музыканты называли эти синтезаторы «телефонными станциями».

Korg MS-10

Фото: Артур Веткин

В 1978 году японская фирма Korg приступила к выпуску простого дальневосточного ответа на MiniMoog с единственным генератором сигнала и панелью внешней коммутации, идея которой была позаимствована у огромных студийных модульных синтезаторов Роберта А. Муга, разработанных в конце 60-х годов. За обилие проводов на передней панели музыканты называли эти синтезаторы «телефонными станциями».

Еще одна японская «телефонная станция» — старший брат Korg MS-10 с четырьмя генераторами сигнала и расширенными возможностями внешней коммутации. Выпуск прекращен в 1983 году.

Korg MS-20

Фото: Артур Веткин

Еще одна японская «телефонная станция» — старший брат Korg MS-10 с четырьмя генераторами сигнала и расширенными возможностями внешней коммутации. Выпуск прекращен в 1983 году.

«Алло, с вами говорит робот!» Именно этим компактным устройствам, выпускавшимся с 1978 года, мы обязаны «электронными голосами» на записях Kraftwerk и Yes той эпохи. Источником внешнего сигнала мог быть не только голос, что до изобретения цифрового сэмплирования открывало перед музыкантами огромные возможности обработки естественных звуков. Одновременно это один из первых полифонических синтезаторов, позволявший извлекать до 20 нот одновременно. Данный экземпляр принадлежал Петру Подгородецкому («Машина времени») и использовался при записи культового магнитоальбома «Банановые острова» проекта «Чернавский-Матецкий» в 1982–1983 годах.

Korg Vocoder VS-10

Фото: Артур Веткин

«Алло, с вами говорит робот!» Именно этим компактным устройствам, выпускавшимся с 1978 года, мы обязаны «электронными голосами» на записях Kraftwerk и Yes той эпохи. Источником внешнего сигнала мог быть не только голос, что до изобретения цифрового сэмплирования открывало перед музыкантами огромные возможности обработки естественных звуков. Одновременно это один из первых полифонических синтезаторов, позволявший извлекать до 20 нот одновременно. Данный экземпляр принадлежал Петру Подгородецкому («Машина времени») и использовался при записи культового магнитоальбома «Банановые острова» проекта «Чернавский-Матецкий» в 1982–1983 годах.

Разорившаяся в 1981 году американская компания ARP в середине 70-х выпускала одни из самых передовых и интересных по звучанию клавишных инструментов. ARP Axxe был упрощенным вариантом самой популярной модели ARP Odyssey и, невзирая на относительную негибкость управления, отлично справлялся с сольными и басовыми партиями в композициях звезд джаз-рока тех времен.

ARP Axxe

Фото: Артур Веткин

Разорившаяся в 1981 году американская компания ARP в середине 70-х выпускала одни из самых передовых и интересных по звучанию клавишных инструментов. ARP Axxe был упрощенным вариантом самой популярной модели ARP Odyssey и, невзирая на относительную негибкость управления, отлично справлялся с сольными и басовыми партиями в композициях звезд джаз-рока тех времен.

Революционный инструмент компании Sequential Circuits. Представленный в феврале 1978 года, он стал первым в истории полифоническим и одновременно программируемым аналоговым синтезатором с примитивным сэмплингом. Все установки для получения конкретного звука хранились в памяти синтезатора. Популярность инструмента поначалу сдерживалась его высокой ценой, но с начала 80-х любой клавишник с именем был просто обязан иметь его. Именно Prophet-5 звучит на альбомах Фила Коллинза первой половины 80-х.

Prophet-5

Фото: Артур Веткин

Революционный инструмент компании Sequential Circuits. Представленный в феврале 1978 года, он стал первым в истории полифоническим и одновременно программируемым аналоговым синтезатором с примитивным сэмплингом. Все установки для получения конкретного звука хранились в памяти синтезатора. Популярность инструмента поначалу сдерживалась его высокой ценой, но с начала 80-х любой клавишник с именем был просто обязан иметь его. Именно Prophet-5 звучит на альбомах Фила Коллинза первой половины 80-х.

«Рабочая лошадка» мировой поп- и рок-сцены 80-х. Начало его серийного производства в 1983 году совпало с очередным витком мирового музыкального бума. Исключительное разнообразие получаемых звуков привлекало и рокеров,  и электронных музыкантов. Единственный недостаток «шестого» — относительная сложность программирования, но на что не пойдешь в погоне за модой!

Roland Jupiter-6

Фото: Артур Веткин

«Рабочая лошадка» мировой поп- и рок-сцены 80-х. Начало его серийного производства в 1983 году совпало с очередным витком мирового музыкального бума. Исключительное разнообразие получаемых звуков привлекало и рокеров, и электронных музыкантов. Единственный недостаток «шестого» — относительная сложность программирования, но на что не пойдешь в погоне за модой!

Еще одна «рабочая лошадка» клавишников. Первый крупносерийный цифровой синтезатор с возможностью работы по популярному протоколу MIDI, обеспечивающему связь с другими инструментами и блоками эффектов. Несмотря на то, что DX7 выпускался всего четыре года (1983–1986), он до сих пор является одним из популярных винтажных клавишных инструментов во всех уголках земного шара.

Yamaha DX7

Фото: Артур Веткин

Еще одна «рабочая лошадка» клавишников. Первый крупносерийный цифровой синтезатор с возможностью работы по популярному протоколу MIDI, обеспечивающему связь с другими инструментами и блоками эффектов. Несмотря на то, что DX7 выпускался всего четыре года (1983–1986), он до сих пор является одним из популярных винтажных клавишных инструментов во всех уголках земного шара.

С американской фирмой Oberheim у этого элегантного синтезатора общего только имя. На самом деле по соглашению с Oberheim в 2000–2005 годах его выпускала итальянская фирма Viscount. К сожалению, его звучание сильно отличалось от американских собратьев по марке, а операционная система скрывала столько недоработок, что их устранение привело Oberheim к банкротству.

Oberheim OB•12

Фото: Артур Веткин

С американской фирмой Oberheim у этого элегантного синтезатора общего только имя. На самом деле по соглашению с Oberheim в 2000–2005 годах его выпускала итальянская фирма Viscount. К сожалению, его звучание сильно отличалось от американских собратьев по марке, а операционная система скрывала столько недоработок, что их устранение привело Oberheim к банкротству.

Этот инструмент может всё. В начале 90-х такие синтезаторы называли «рабочей станцией». Возможность загружать любые звуковые сэмплы с внешних устройств и конструировать собственные звуки и синтезировать собственные звуки сделали K2600 уникальным инструментом, по необходимости заменяющим целый оркестр. Все оркестровые партитуры голливудских блокбастеров создаются предварительно именно на этом синтезаторе.

Kurzweil K2600

Фото: Артур Веткин

Этот инструмент может всё. В начале 90-х такие синтезаторы называли «рабочей станцией». Возможность загружать любые звуковые сэмплы с внешних устройств и конструировать собственные звуки и синтезировать собственные звуки сделали K2600 уникальным инструментом, по необходимости заменяющим целый оркестр. Все оркестровые партитуры голливудских блокбастеров создаются предварительно именно на этом синтезаторе.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.