22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии германская подводная лодка U9 под командованием капитан-лейтенанта Отто Веддигена атаковала и потопила три английских броненосных крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси». Всего за час боя погибли 1459 английских моряков — почти в три раза больше, чем во время Трафальгарского сражения. Так появилось новое страшное оружие, определившее расстановку сил и характер войны на море на 100 лет вперед.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
К началу Первой мировой войны подводные лодки серьезным оружием не считались и, как именно их использовать, никто толком не знал. Англичане полагали, что главная задача субмарин — защита стоянок больших боевых кораблей. А германский гросс-адмирал Фон Тирпиц даже заявлял, что «он не будет выбрасывать деньги на подводные лодки, потому что они могут плавать только у берега». Тем не менее к началу войны Британия располагала 59 (по другим данным, 68) подводными лодками, а Германия — 28.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Первая немецкая серийная подлодка U1 была заложена 1 августа 1905 года и спущена на воду в декабре 1906-го. Она имела команду из 22 человек, водоизмещение 238/283 тонн, длину 42,3 метра, ширину — 3,75, осадку — 3,17 и могла нырять на 30 метров. U1 была снабжена двумя бензиновыми двигателями для надводного хода и двумя электродвигателями для движения под водой (400/400 л.с.), что позволяло ей развивать скорость 10,8 и 8,7 узла соответственно и давало запас хода в 1500 морских миль. Вооружение U1 составляла одна торпедная труба. Палубного орудия и мин лодка не несла. В запасе имелись три торпеды, но перезаряжать торпедный аппарат под водой в то время еще не умели. Любопытно, что первым, кто смог произвести перезагрузку торпедных труб под водой, был экипаж U9 Отто Веддигена. Произошло это во время учений 16 июня 1914 года.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
U9 была заложена в июле 1908 года и принята на вооружение в апреле 1910-го. От U1 она отличалась уже существенно. Вот основные характеристики U9: водоизмещение — 493/611 тонн, длина — 57,38 метра, ширина — 6,00, осадка — 3,15, глубина погружения — 50 метров, скорость — 14,2/8,1 узлов, запас хода — 3000 миль. Лодка приводилась в движение двумя керосиновыми двигателями Кортинга (на поверхности) и двумя электродвигателями под водой (1000/1160 л.с.). Вооружение составляли 4 торпедные трубы (6 торпед) и убирающееся при погружении палубное орудие калибра 105 миллиметров. По штатному расписанию, экипаж состоял из 35 человек. Во время боя с английскими крейсерами на борту U9 находились 28 членов экипажа.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Все три потопленных английских корабля — «Абукир», «Хог» и «Кресси» — относились к одному типу — броненосных крейсеров класса «Кресси». Всего между 1898 и 1902 годом построено шесть таких крейсеров. Это были огромные боевые корабли водоизмещением 12 тысяч тонн, почти не уступавшие по данному показателю линкорам того же периода.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Вот некоторые характеристики броненосных крейсеров класса «Кресси»: длина — 143,9 метра, ширина — 21,2, осадка — 7,6. 2 паровые машины (30 котлов) развивали мощность в 21 тысячу л.с. и скорость до 21 узла. Вооружение: 2 орудия калибра 234 миллиметра, 12х152 миллиметра, 14х76 миллиметров и 18 — более мелкого калибра, 2 торпедных аппарата. Толщина броневого пояса — 152 миллиметра. Команда, по штатному расписанию, состояла из 760 человек.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
С началом войны Англия с целью нарушить снабжение противника объявила о морской блокаде Германии. Для этого использовались тяжелые боевые суда и эсминцы для их прикрытия. Имперский флот Открытого моря оказался заперт в портах, и лишь субмарины могли незаметно уходить в поход и возвращаться на свои базы.
Изображения из коллекции Петра Каменченко
20 и 21 сентября 1914 года в Северном море шел сильный шторм, из-за которого британские эсминцы были вынуждены оставить свои тяжелые крейсера и вернуться на базу. Считалось, что риск атаки подводных лодок в такую погоду минимален, так как на короткой и высокой волне им не удержаться на плаву. Патрулируя отведенную им акваторию, крейсера должны были ходить переменными курсами со скоростью не менее 12 узлов. И тем, и другим правилом англичане пренебрегли.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
U9 вышла из Киля 20 сентября и тоже попала в шторм. Гирокомпас вышел из строя, и лодка сбилась с курса, едва не сев на мель у побережья Голландии. Выйдя на глубокую воду, Веддиген приказал погрузиться на 30 метров, чтобы передохнуть, но сильное волнение ощущалось и на глубине. На следующее утро шторм стих и лодка всплыла, чтобы зарядить батареи. Вот как вспоминал об этом первый помощник капитана U9 Йоганн Шписс: «Встающее на востоке солнце заливало чистое небо ярким светом. Шторма как не было. В голубом небе ни облачка. Море было спокойным, видимость превосходной. Прекрасный день, чтобы потопить корабль». И цели не заставили себя ждать…
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась на перископную глубину и вскоре опознала три британских крейсера, идущих с интервалом в 2 мили. Рассчитав курс, скорость и вероятность отклонения, Веддиген выпустил первую торпеду с 500 ярдов (примерно 450 метров). Через 31 секунду лодку встряхнуло: торпеда попала в цель.
Изображение из коллекции Петра Каменченко.
В 6:20 у правого борта крейсера «Абукир» последовал сильнейший взрыв. Считая, что он подорвался на минном заграждении, капитан Джон Дрюммонд поднял сигнал «приблизиться, держаться поблизости». Крейсер начал крениться на правый борт. Когда крен достиг 20 градусов, была сделана попытка выправить корабль, затопив противоположные отсеки. Но это лишь ускорило гибель. «Хог» подошел к «Абукиру», застопорил ход в двух кабельтовых (примерно 370 метров) и спустил шлюпки. Когда они отвалили от борта, и крейсер уже был готов снова дать ход, в него врезались сразу две торпеды, а с левой стороны на поверхность моря вдруг вылетела подводная лодка.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Торпедировав «Абукир», Веддиген и не подумал покинуть поле боя. Обойдя гибнущий броненосец, U9 оказалась всего в 300 ярдах от новой цели — крейсера «Хог». Экипаж перезарядил торпедный аппарат, и в 6:55 Веддиген послал в путь две новые торпеды. Одновременно, чтобы не врезаться в собственную цель, U9 стала уходить на глубину и отрабатывать двигателями назад. Но этого маневра оказалось недостаточно. Освободившись от груза торпед, лодка выскочила на поверхность, задрав нос. Пытаясь выровнять субмарину, Веддиген заставил команду бегать внутри корпуса, используя своих людей как подвижный балласт. U9 полностью потеряла управление. Переваливаясь с носа на корму, она плавала всего в трех сотнях метров от подбитого ею «Хога». Крейсер быстро тонул, но оставался на ровном киле, его орудия открыли огонь по U9. Некоторое время лодка оставалась под огнем, а потом стремительно ушла под воду. Артиллеристы «Хога» были уверены, что германская подлодка уничтожена.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
«Абукир» перевернулся и затонул, почти тут же затонул и «Хог». На U9, электробатареи которой уже почти разрядились, было нечем дышать. Лодка плохо слушалась рулей, тем не менее Веддиген решил атаковать вновь. Развернувшись кормой к цели, субмарина выпустила две торпеды с дистанции 500-600 ярдов из своих задних труб по единственному уцелевшему пока крейсеру. На «Кресси» уже поняли, что имеют дело с подлодкой, и быстро засекли след торпед. Тяжелый корабль попытался уклониться от атаки, но одна из торпед все же ударила в правый борт. Повреждение оказалось не смертельным, и огнем артиллерии крейсер накрыл место, где только что виднелся вражеский перископ.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
У Веддигена оставалась еще одна торпеда. Ее зарядили в носовой аппарат. На десятиметровой глубине U9 обошла «Кресси» вокруг, поднялась на перископную глубину и ударила последней торпедой в левый борт обреченного крейсера. Глядя в перископ, Шписс наблюдал, как: «Четырехтрубный гигант медленно заваливается на борт. Ползавшие по палубе люди казались ничтожными муравьями. Вскоре корабль перевернулся и теперь напоминал гигантскую черепаху, которая вскоре ушла на дно». Из 2296 человек экипажей трех крейсеров погибли 62 офицера и 1397 матросов. Тяжесть потери усугублялась тем, что затонувшие крейсера были укомплектованы резервистами, в большинстве своем людьми семейными.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Когда 23 сентября U9 пришла в Вильгельмсхафен, Германия уже знала, что произошло.
Изображения из коллекции Петра Каменченко
Отто Веддиген награжден Железными крестами первого и второго классов, а весь экипаж — Железными крестами второго класса. Позже, за потопление четвертого английского крейсера, Веддиген получит высший прусский орден — «Голубой Макс».
Изображения из коллекции Петра Каменченко
U9 и ее капитан стали невероятно популярны в Германии, чем немедленно воспользовалась немецкая пропаганда.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Что же касается Отто Веддигена, то всего через три недели, 15 октября, им был потоплен четвертый британский крейсер «Хоук». Эта трагедия унесла жизни 526 моряков.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Погиб Отто Веддиген 15 марта 1915 года. Подводная лодка U29, которой он в то время командовал, была протаранена британским линкором «Дредноут».
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Так же как и Отто Веддиген, британский линкор «Дредноут» положил начало целой серии суперлинкоров, изменивших лицо войны на море.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
И все же главным итогом боя U9 стало не потопление трех больших, но все же устаревших английских крейсеров, а грандиозная демонстрация возможностей подводного флота. Только в одной Германии до конца войны были введены в строй 375 субмарин 7 разных типов. Британское судоходство при атаках немецких подводных лодок потеряло суда общей грузоподъемностью 6 миллионов 692 тысячи тонн. Всего же подводные лодки уничтожили 5708 судов грузоподъемностью 11 миллионов 18 тысяч тонн. А сколько еще судов погибли на установленных ими минах. За это время немецкий подводный флот потерял 202 подлодки, 515 офицеров и 4894 матроса.
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Казалось, столь гигантские жертвы человечество никогда уже не сможет превзойти. Но началась Вторая мировая война, и вновь подводный флот Рейха принес миру ужас и опустошение, значительно перекрыв как тоннаж уничтоженных судов, так и число человеческих жизней.