Госдума приняла в первом чтении законопроект об усилении ответственности за пропаганду и рекламу наркотических веществ, расширяющий понятие пропаганды так, что под него подпадают любые упоминания наркотиков в интернете, книжной или аудиовизуальной продукции и СМИ. Чем чревато принятие закона в его нынешнем виде? Как минимум тем, что под него могут подпасть многие произведения культуры, считающиеся классическими, в том числе и кино. «Лента.ру» выбрала пятнадцать фильмов, где упоминаются или употребляются наркотики. Мы можем лишиться этих картин, по крайней мере, в оригинальном виде. Известные ленты, целиком отданные на откуп этой теме, — «На игле», «Реквием по мечте» и так далее — мы решили сюда не включать. Какой будет их дальнейшая российская судьба, если проект Ирины Яровой вступит в силу в своей текущей формулировке, даже страшно представить.
Кадр: фильм «Криминальное чтиво»
В тарантиновской нетленке, как в идеальном киноконструкторе, находится место решительно всему — и в том числе, последовательно, сценам приобретения, употребления и передозировки. Причем одна эффектнее другой.
Кадр: фильм «Большой Лебовски»
Великий Чувак в исполнении Джеффа Бриджеса всем прочим отравам предпочитал коктейль «Белый русский», но чуть не сгубил его окурок косяка, вместо окна авто попавший к нему на колени, — это, к слову, о вреде курения за рулем.
Кадр: фильм «Тоска Вероники Фосс»
Предпоследний фильм Райнера Вернера Фассбиндера пессимистично отказывает в хэппи-энде сидящей на опиатах (хоть и не по собственной воле) актрисе Веронике Фосс — как жизнь отказала в нем самому режиссеру, вскоре скончавшемуся от передозировки кокаином и барбитуратами.
Кадр: фильм «Настоящая любовь»
В самом сентиментальном фильме тарантиновского канона («Настоящая любовь» снята Тони Скоттом по сценарию Квентина Тарантино) далеко не последнее, по крайней мере, с точки зрения важности для развития сюжета, место занимает комический персонаж Брэда Питта. Не расстающийся с бонгом — и почти не размыкающий усталых покрасневших глаз.
Кадр: фильм «Брат»
Среди точно подмеченных Алексеем Балабановым примет места и времени в «Брате», главном отечественном фильме 90-х, есть и специфические увлечения петербургской молодежи. «Будут башли — приходи, оттопыримся по-взрослому», — слышит Данила Багров и, когда башли появляются, следует совету.
Кадр: фильм «Красота по-американски»
Оскароносный фильм Сэма Мендеса повествует, в первую очередь, о кризисе среднего возраста одного очень среднего американца. Выход из жизненного тупика герой Кевина Спейси наметит, как только начнет покупать у сына соседа траву, — в определенном смысле эта привычка его и погубит.
Кадр: фильм «Магнолия»
В многофигурной притче Пола Томаса Андерсона о бесконечности возможностей людского несчастья есть не только умирающий старик, нуждающийся в морфине, но и кокаинистка, которой суждено встретить полицейского. Но вместо наказания ее, как и остальных героев фильма, ждет прощение.
Кадр: фильм «Залечь на дно в Брюгге»
Для фильма, сюжет которого прямого отношения к наркотикам не имеет, эта упоительная басня о неприкаянности ирландской души и жажде отпущения грехов демонстрирует впечатляющее владение темой: здесь фигурируют не только банальные ЛСД и кокаин, но и малопопулярный кетамин. Сцена же нарковечеринки со шлюхами и карликом вовсе бьет рекорды оскорбительности — ко всеобщему веселью.
Кадр: фильм «Славные парни»
В славной фильмографии Мартина Скорсезе нет, пожалуй, до сих пор сцены эффектнее, чем кульминация этой постгангстерской трагедии. В ней окончательно одуревшего от кокса героя Рэя Лиотты наконец догоняет его наркоманская паранойя — а зритель за счет не отрывающей взгляда от лица Лиотты камеры может полюбоваться всеми гранями вреда от употребления.
Кадр: фильм «Форрест Гамп»
Заставший все ключевые события американской истории второй половины ХХ века (а некоторые и спровоцировавший сам) Форрест Гамп среди прочего наблюдает и за хиппи-культурой 1960-х и за уже менее романтичной наркоэпидемией пары следующих десятилетий. Более того, именно она отнимет у него возлюбленную.
Кадр: фильм «Плохой лейтенант»
Кровавое искупление грехов, к которому стремится герой сколь порочной, столь же и (в своем ядре) духовной, проникнутой католицистскими комплексами драмы Абеля Феррары, невозможно без собственно грехопадения. Последнее в случае плохого лейтенанта Харви Кейтеля включает в себя и злоупотребление всем, что попадает ему в руки. Вышедший в 2009-м ремейк Вернера Херцога (на фото) менял Кейтеля на Кейджа, Нью-Йорк — на Новый Орлеан, а католицистские аллюзии — на психопатологию, но наркотической линии оставался верен. Встреча Кейджа с игуаной — один из лучших актерских дуэтов в карьере артиста.
Кадр: фильм «Аэроплан!»
О том, что наркоупотребление (и наркофобия, к слову, тоже) — хороший материал для осмеяния, ясно еще со времен пародии братьев Цукер на жанр фильма-катастрофы. Чего стоит только диалог пары пассажиров, толстяка с фляжкой в кармане и его попутчицы, чопорной на вид пенсионерки. «Виски?» — предлагает он. «Кокаин», — произносит в ответ, тут же сокращая дорогу, старушка.
Кадр: фильм «Синий бархат»
Психопат-харизматик Фрэнк Бут из линчевского «Синего бархата» во всем демонстрировал привычки небанальные: в женщинах (Изабелла Росселлини), музыке (заглавная песня) и наркотиках тоже — всем прочим отравам он предпочитает веселящий газ, закись азота.
Кадр: фильм «Клуб "Завтрак"»
Важнейший фильм о взрослении — причем не только пятерки героев-старшеклассников, наказанных субботним заточением в стенах школы, но и всей Америки (подростки 1980-х здесь представали куда более циничными и зрелыми, чем их экранные сверстники из предыдущих поколений), — трезво подходил и к вопросу рекреационных увеселений. По крайней мере, осуждать своих героев за раскуренный от скуки косяк Джон Хьюз и не думал — по его логике, страшны не пороки, а самообман.
Кадр: фильм «С широко закрытыми глазами»
Проблемы семейной пары, которую в последнем фильме Стэнли Кубрика играла тогда еще реальная семейная пара Тома Круза и Николь Кидман, начинаются со слишком откровенного разговора под раскуренный на двоих джойнт. То, куда эти проблемы их заводят, оказывается столь сюрреально, что больше напоминает дурной сон, а не трип.