В июле 1995 года войска боснийских сербов вошли в анклав Сребреница, где окопались мусульманские войска под командованием Насера Орича. К тому времени гражданская война в Боснии и Герцеговине шла уже четыре года, обе стороны не стеснялись в средствах и методах. ООН объявила Сребреницу «зоной безопасности», разместив в ней голландских миротворцев, которым было поручено разоружить мусульман и обеспечить безопасность мирного населения. Их миссия окончилась провалом: когда сербы в конце концов взяли город, они убили около восьми тысяч мужчин и юношей, позволив женщинам, детям и старикам эвакуироваться. Резня в Сребренице стала символом кровавого насилия в гражданской войне на руинах Югославии.
Фото: Stoyan Nenov / Reuters
Мусульманка оплакивает погибших в резне в Сребренице двадцать лет спустя. Под тентами грузовиков — 136 гробов с идентифицированными останками жертв.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Женщина смотрит на грузовики с гробами, остановившиеся перед президентским дворцом в Сараево.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Погибших идентифицируют и хоронят каждый год. На фотографии — поминальная служба перед церемонией погребения останков 175 человек, которых удалось опознать за прошедшие месяцы. Их тела были обнаружены в 60 массовых захоронениях на территории Сребреницы. 11 июля 2014 года.
Фото: Reuters
Мусульманские женщины и дети едят снег, чтобы утолить жажду, во время эвакуации из осажденной Сребреницы. В марте 1993 года на 15 забитых до отказа грузовиках под личным контролем командующего «голубыми касками» Филиппа Морийона из Сребреницы были вывезены несколько сотен женщин и детей.
Фото: Reuters
Группа мусульман — женщин, детей и стариков, выпущенных сербами из захваченной Сребреницы. Июль 1995 года.
Фото: Reuters
Дети-беженцы из Сребреницы ждут эвакуации на мусульманскую территорию. Июль 1995 года.
Фото: Reuters
Бойцы миротворческих сил из Кении и Нидерландов поят водой пожилую мусульманку, бежавшую из Сребреницы и ждущую отправки на контролируемую боснийскими мусульманами территорию.
Фото: Reuters
Армейский ботинок, запечатленный фотографом в январе 1996 года, обозначает место недалеко от Сребреницы, где покоятся тела двух тысяч расстрелянных.
Фото: Reuters
Хорват Дражен Эрдемович в 1991 году воевал в составе хорватских войск против сербов, а затем уже на стороне боснийских сербов участвовал в гражданской войне в Боснии и Герцеговине. Лично расстреливал мусульман в Сребренице. В обмен на согласие Эрдемовича свидетельствовать против руководства боснийских сербов и Слободана Милошевича приговор ему был значительно смягчен. Бурная биография наемника вызвала у некоторых журналистов подозрение, что Эрдемович действовал в обход сербского командования и расправился с жителями Сребреницы по приказу третьей стороны.
Фото: Damir Sagolj / Reuters
Боснийская девочка-мусульманка на похоронах своих родных, убитых в Сребренице. В 2003 году 107 эксгумированных тел из Сребреницы были перевезены в мусульманский город Високо.
Фото: Ranko Cukovic / Reuters
Высшее руководство боснийских сербов во время войны — президент Республики Сербской Радован Караджич (справа) и начальник штаба сербской армии Ратко Младич. Оба они обвиняются в организации геноцида в Сребренице, на данный момент в ожидании решения трибунала находятся в заключении в Гааге.
Фото: Kevin Coombs, Dado Ruvic / Reuters
На нижнем снимке — огород в сербском этнитете Горня-Пилица, на верхнем — массовое захоронение жертв резни в Сребренице, обнаруженное на этом месте.
Фото: Damir Sagolj / Reuters
Аида Чивич, беженка из Сребреницы, в центре идентификации жертв в городе Тузла, 2002 год. На стеллажах за спиной Аиды — останки около 3,5 тысяч погибших в Сребренице.
Фото: Damir Sagolj, Dado Ruvic / Reuters
На нижней фотографии — засеянное поле возле поселка Чрни Врх неподалеку от города Зворник, на верхней — массовое захоронение, на котором сеяли злаки.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Драган Вучетич из Международной комиссии по пропавшим без вести (ICMP) работает над идентификацией останков жертвы резни в Сребренице.
Фото: Danilo Krstanovic, Dado Ruvic / Reuters
Раскопки могилы возле селения Чрни Врх неподалеку от Зворника.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Драган Вучетич из ICMP в помещении, где хранятся мешки с эксгумированными останками.
Фото: Damir Sagolj, Dado Ruvic / Reuters
Международная комиссия обнаружила очередное массовое захоронение возле деревни Каменица.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
В Сребренице погибли десять родственников Реджи.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Реджа Авдич: «Я живу ради того дня, когда смогу найти останки самых дорогих мне людей. Ради того дня, когда я наконец узнаю, где они, где их могилы, чтобы я смогла прийти туда и помолиться за их души. Восстановление справедливости — дело небыстрое, но я не отступлюсь».
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Курана Жуканович до сих пор ищет останки двух сыновей, погибших в Сребренице: «Я каждый день молю Аллаха, чтобы он не забирал меня к себе, пока не найду своих детей». Во время резни погибли ее муж и еще пятеро родственников-мужчин.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Юса и Хайруддин, сыновья Кураны (на фото двое справа во втором ряду).
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Нура Сулич в Сребренице потеряла 11 близких родственников, в том числе сына. Его останки она ищет до сих пор.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Нура Сулич: «Фотография — это все, что от него осталось. Я молю Аллаха, чтобы он позволил мне найти хоть самую маленькую его косточку, хоть что-нибудь. Тогда мы оба сможем упокоиться с миром».
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Резня в Сребренице отняла у Эмины 15 родственников, в том числе сына.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Эмина Османович: «Не знаю, что хуже — найти его кости и точно знать, что он убит, что его больше нет, или это проклятое ожидание и неизвестность».
Фото: Dado Ruvic / Reuters
В Сребренице у Сехиды погибли 12 родственников, в том числе брат.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Сехида Абдурахманович: «Я уже перестала удивляться тому, что происходит в нашей стране. Следы братских могил со временем исчезают, идентифицировать погибших становится все сложнее. Я боюсь, что никогда его не найду. Пытаюсь себя переубедить, но не получается».
Фото: Dado Ruvic / Reuters
У Хаджры Чатич в Сребренице погибли сын и еще десять близких родственников.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Хаджра Чатич: «Если я не найду останки сына, шайтан скажет, что он никогда не существовал. А значит, его и не убивали. А значит, у меня никогда не было сына».
Фото: Dado Ruvic / Reuters
В городе Поточари находится огромное кладбище, где хоронят эксгумированные останки жертв резни в Сребренице.
Фото: Damir Sagolj / Reuters
Женщина-мусульманка на могиле родственников — жертв резни в Сребренице. В июле 2009 года в городе Поточари были перезахоронены останки 534 погибших в мусульманском анклаве.