Бурлеск и нищета Что смотреть на Российско-итальянском кинофестивале

8 фото

В Москве стартовал третий Российско-итальянский кинофестиваль (RIFF) — самый масштабный и представительный у нас в стране смотр достижений кино с Аппенинского полуострова. В этом году RIFF не только показывает несколько новейших зрительских хитов и документальных лент, но и наводит фокус на пару итальянских классиков: Этторе Скола удостоится мини-ретроспективы, а с наследием и идеями Паоло Пазолини пытаются работать сразу два фильма программы. «Лента.ру» рассказывает, какие картины на RIFF стоит смотреть в первую очередь.

Название одного из самых известных фильмов Этторе Сколы не врет — его герои и правда отвратительны, грязны, злы. А еще невежественны, ленивы, завистливы и безграмотны — и не делают решительно ничего, чтобы вырваться из крысятника римских трущоб, где ютятся одной необъятной семьей. Спустя 20 лет после пика неореализма, прославлявшего униженных системой и обществом пролетариев, Скола выворачивает эту идею наизнанку. Его гротескная, бурная сатира не щадит не только общество, но и самих бедняков, которых случайно свалившийся на голову миллион не сделает ни приятнее, ни чище, ни добрее.

«Отвратительные, грязные, злые» (Brutti, sporchi e cattivi), режиссер — Этторе Скола

Кадр из фильма «Отвратительные, грязные, злые»

Название одного из самых известных фильмов Этторе Сколы не врет — его герои и правда отвратительны, грязны, злы. А еще невежественны, ленивы, завистливы и безграмотны — и не делают решительно ничего, чтобы вырваться из крысятника римских трущоб, где ютятся одной необъятной семьей. Спустя 20 лет после пика неореализма, прославлявшего униженных системой и обществом пролетариев, Скола выворачивает эту идею наизнанку. Его гротескная, бурная сатира не щадит не только общество, но и самих бедняков, которых случайно свалившийся на голову миллион не сделает ни приятнее, ни чище, ни добрее.

Неаполитанский пригород Баньоли еще несколько десятилетий назад благодаря металлургическому комбинату Italsider был типичным, пышущим жизнью индустриальным районом. Но в начале нулевых завод закрылся, а жители Баньоли остались — предоставленные самим себе. Задействовав документальную манеру съемки и актеров-непрофессионалов, Антонио Капуано показывает три характерных для Баньоли судьбы — пытается, словом, поймать магию места через истории представителей трех поколений: 18-летнего мечтателя, 50-летного афериста и 80-летнего пенсионера.

«Неаполитанские истории» (Bagnoli jungle), режиссер — Антонио Капуано

Кадр из фильма «Неаполитанские истории»

Неаполитанский пригород Баньоли еще несколько десятилетий назад благодаря металлургическому комбинату Italsider был типичным, пышущим жизнью индустриальным районом. Но в начале нулевых завод закрылся, а жители Баньоли остались — предоставленные самим себе. Задействовав документальную манеру съемки и актеров-непрофессионалов, Антонио Капуано показывает три характерных для Баньоли судьбы — пытается, словом, поймать магию места через истории представителей трех поколений: 18-летнего мечтателя, 50-летного афериста и 80-летнего пенсионера.

Кто убил Пьера Паоло Пазолини? Фильм Давида Гриеко пытается восстановить события последних нескольких месяцев жизни режиссера — и находит прямую связь между книгой, которую тот писал о кознях политиков и нефтяников, и его гибелью. В некотором роде Гриеко полемизирует и с недавним «Пазолини» Абеля Феррары — тот калейдоскопической, почти импрессионистской режиссурой пытался передать хаотичность жизни и смерти любого гения. Гриеко же (Пазолини у него играет Массимо Раньери — не сильно хуже Уильяма Дефо), напротив, снимает болезненно ясный фильм, политический триллер, показательно не претендующий на сравнения с работами собственного героя.

«Козни» (La Macchinazione), режиссер — Давид Гриеко

Кадр из фильма «Козни»

Кто убил Пьера Паоло Пазолини? Фильм Давида Гриеко пытается восстановить события последних нескольких месяцев жизни режиссера — и находит прямую связь между книгой, которую тот писал о кознях политиков и нефтяников, и его гибелью. В некотором роде Гриеко полемизирует и с недавним «Пазолини» Абеля Феррары — тот калейдоскопической, почти импрессионистской режиссурой пытался передать хаотичность жизни и смерти любого гения. Гриеко же (Пазолини у него играет Массимо Раньери — не сильно хуже Уильяма Дефо), напротив, снимает болезненно ясный фильм, политический триллер, показательно не претендующий на сравнения с работами собственного героя.

Скола никогда не уворачивался от прямого высказывания — и лобового, едкого сатирического обличения зла. Но «Необычный день», история нескольких часов, которые в день визита Гитлера к Муссолини в 1938 году проводят вместе двое соседей (Марчелло Мастроянни и Софи Лорен — радиожурналист-изгой и жена чиновника-фашиста), впечатляет как раз тем, что предпочитает любой риторике поэзию человеческих отношений и чувств. Пока вся Италия сливается в празднующую встречу двух монстров толпу, обезличивается, эти двое через мимолетную встречу обретают достоинство.

«Необычный день» (Una giornata particolare), режиссер — Этторе Скола

Кадр из фильма «Необычный день»

Скола никогда не уворачивался от прямого высказывания — и лобового, едкого сатирического обличения зла. Но «Необычный день», история нескольких часов, которые в день визита Гитлера к Муссолини в 1938 году проводят вместе двое соседей (Марчелло Мастроянни и Софи Лорен — радиожурналист-изгой и жена чиновника-фашиста), впечатляет как раз тем, что предпочитает любой риторике поэзию человеческих отношений и чувств. Пока вся Италия сливается в празднующую встречу двух монстров толпу, обезличивается, эти двое через мимолетную встречу обретают достоинство.

«Идеальные незнакомцы» на церемонии вручения главных итальянских кинонаград «Давид ди Донателло» удостоились приза за лучший фильм — опередив «Сказку сказок» Маттео Гарроне и «Молодость» Паоло Соррентино, работы режиссеров, за пределами страны куда более известных, чем Паоло Дженовезе. Логика Итальянской киноакадемии понятна — Дженовезе обходится без артистизма этих соотечественников, но при этом снимает кино беззастенчиво массового поражения. «Идеальные незнакомцы» работают в формате народной мелодрамы и не боятся почти фантастического допущения: а что если компания старых друзей, среди которых три семейные пары, на один вечер сделает достоянием друг друга смс-переписку и личные звонки каждого?

«Идеальные незнакомцы» (Perfetti sconosciuti), режиссер — Паоло Дженовезе

Кадр из фильма «Идеальные незнакомцы»

«Идеальные незнакомцы» на церемонии вручения главных итальянских кинонаград «Давид ди Донателло» удостоились приза за лучший фильм — опередив «Сказку сказок» Маттео Гарроне и «Молодость» Паоло Соррентино, работы режиссеров, за пределами страны куда более известных, чем Паоло Дженовезе. Логика Итальянской киноакадемии понятна — Дженовезе обходится без артистизма этих соотечественников, но при этом снимает кино беззастенчиво массового поражения. «Идеальные незнакомцы» работают в формате народной мелодрамы и не боятся почти фантастического допущения: а что если компания старых друзей, среди которых три семейные пары, на один вечер сделает достоянием друг друга смс-переписку и личные звонки каждого?

Скончавшийся в этом году Этторе Скола, несмотря на многочисленные премии и номинации (от Каннского фестиваля до «Оскара»), остается режиссером недооцененным — во многом из-за собственной нелюбви к эпатажу и заоблачного статуса современников вроде Феллини, Висконти и Антониони. Справедливость, хотя бы частично, восстанавливает этот преисполненный любви к режиссеру и разделяющий с ним его беззаветную любовь к кино как таковому портрет-посвящение, снятый дочерями Сколы.

«Смеясь и шутя. Портрет итальянского режиссера» (Ridendo e Scherzando — Ritratto di un Regista all’Italiana), режиссеры — Паола Скола, Сильвия Скола

Кадр из фильма «Смеясь и шутя. Портрет итальянского режиссера»

Скончавшийся в этом году Этторе Скола, несмотря на многочисленные премии и номинации (от Каннского фестиваля до «Оскара»), остается режиссером недооцененным — во многом из-за собственной нелюбви к эпатажу и заоблачного статуса современников вроде Феллини, Висконти и Антониони. Справедливость, хотя бы частично, восстанавливает этот преисполненный любви к режиссеру и разделяющий с ним его беззаветную любовь к кино как таковому портрет-посвящение, снятый дочерями Сколы.

Массовое, почти конвейерное итальянское кино низких жанров часто так и напрашивается на сравнения с российским: о, эти узнаваемые, под евроремонт, интерьеры, блеклая сериальная режиссура и всегда чуть-чуть переигрывающие артисты! Можно ли, впрочем, представить в современном российском кино такой сюжет? В комедии Джорджио Амато, проходной, но по-своему неотразимой, переживающий крах бизнесмен зовет приятеля-министра на ужин, чтобы с выгодой для себя подложить под него красотку

«Министр» (Il Ministro), режиссер — Джорджио Амато

Кадр из фильма «Министр»

Массовое, почти конвейерное итальянское кино низких жанров часто так и напрашивается на сравнения с российским: о, эти узнаваемые, под евроремонт, интерьеры, блеклая сериальная режиссура и всегда чуть-чуть переигрывающие артисты! Можно ли, впрочем, представить в современном российском кино такой сюжет? В комедии Джорджио Амато, проходной, но по-своему неотразимой, переживающий крах бизнесмен зовет приятеля-министра на ужин, чтобы с выгодой для себя подложить под него красотку

Зрелище, что уж говорить, неординарное — и очень сильно завязанное на том, что вы знаете о Матере, прославленном жилыми пещерами городе, где так часто снимают библейские фильмы (включая, в первую очередь, «Евангелие от Матфея» Пазолини). Двое актеров, родившихся в Матере, Антонио Андризани и Паскаль Дзуллино сняли документальный фильм о том, как город постепенно уничтожает нефтяная индустрии, причем не стесняясь приемов довольно авангардных — например, немалую часть экранного времени они занимаются постановкой в тех же, что у Пазолини, локациях собственной, осовремененной версии Евангелия.

«Евангелие от Маттеи» (Il vangelo secondo Mattei), режиссеры — Антонио Андризани, Паскаль Дзуллино

Кадр из фильма «Евангелие от Маттеи»

Зрелище, что уж говорить, неординарное — и очень сильно завязанное на том, что вы знаете о Матере, прославленном жилыми пещерами городе, где так часто снимают библейские фильмы (включая, в первую очередь, «Евангелие от Матфея» Пазолини). Двое актеров, родившихся в Матере, Антонио Андризани и Паскаль Дзуллино сняли документальный фильм о том, как город постепенно уничтожает нефтяная индустрии, причем не стесняясь приемов довольно авангардных — например, немалую часть экранного времени они занимаются постановкой в тех же, что у Пазолини, локациях собственной, осовремененной версии Евангелия.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше