У кино не бывает плохих лет — особенно в перспективе, когда все будущие премьеры кажутся интригующими, блокбастеры манят не только спецэффектами, но и обещанием наконец проявить артистизм, а авторские фильмы выглядят такими важными, что, кажется, их можно будет советовать даже ненавистникам артхауса. При всем этом репертуар, который ждет нас в 2017-м, все равно выглядит даже более привлекательным, чем обычно: свои новые работы закончили некоторые из крупнейших современных режиссеров, вот-вот появятся в прокате и несколько отличных картин прошлого года, чуть задержавшихся с выходом на широкий экран. Подробнее — в галерее «Ленты.ру».

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell), режиссер — Руперт Сандерс
Кадр: фильм «Призрак в доспехах»
Как бы ни плевались заранее пуристы, неспособные вынести того факта, что майора Кусанаги сыграла Скарлетт Йоханссон, уворачиваться от просмотра «Призрака в доспехах» крайне не рекомендуется. Слишком хорош был оригинальный мультфильм Мамору Осии, слишком актуальными остаются его идеи о природе человечности, слишком заманчива сама перспектива нового погружения в созданный Осии мир. С 30 марта.

«Чужой: Завет» (Alien: Covenant), режиссер — Ридли Скотт
Кадр: фильм «Чужой: Завет»
«Прометей», первый приквел «Чужого», вышел, конечно, далеко не идеальным, но разве это остановит нас от просмотра его продолжения? Тем более что в этот раз без самих ксеноморфов уже не обойдется, а «Завет» подается не глубокомысленной космической сагой, а натуральным спейс-хоррором, то есть работает в жанре, который когда-то и прославил эту франшизу. С 18 мая.

«Ла-ла Ленд» (La-La Land), режиссер — Дэмьен Шазелл
Кадр: фильм «Ла-ла Ленд»
Возможно, самый трогательный фильм из тех, премьеры которых прошли в прошлом году, «Ла-ла Ленд» наконец выходит и в российский прокат. Режиссер боевой консерваторской драмы «Одержимость» Шазелл поверяет современностью жанр мюзикла — и удивительным образом облагораживает и то, и другое: мюзикл обретает щемящую остроту, а превратности современной любви в его исполнении не выглядят хипстерскими терзаниями. С 12 января.

«Дурное место» (La region salvaje), режиссер — Амат Эскаланте
Кадр: фильм «Дурное место»
Работающий в Мексике режиссер-экстремал Эскаланте до этого был известен довольно жульнической лентой «Хели», но в «Дурном месте» превосходит себя, обнаруживая в жути современной мексиканской жизни проявления лютого, невообразимого абсурда — и одного очень неожиданно использованного осьминога. С 25 мая.

«Дюнкерк» (Dunkirk), режиссер — Кристофер Нолан
Кадр: фильм «Дюнкерк»
Можно по-разному относиться к идеям (довольно старомодным), вокруг которых выстраивает свои картины Кристофер Нолан, но бесспорно одно: почти никто в современном кино не работает так, как он, с эпическим, сверхмасштабным форматом. «Дюнкерк» — первый для Нолана опыт в военном кино, история знаменитого отступления англичан из одноименного французского города перед атакой значительно превосходящих немецких сил.

«Путешествие времени» (Voyage of Time: Life's Journey), режиссер — Терренс Малик
Кадр: фильм «Путешествие времени»
Новый фильм американского классика Терренса Малика работает на удивительном пересечении науч-попа и кинопоэмы о вечном: природе окружающего нас мира, эволюции микроскопического в грандиозное, зарождении мысли и воспоминания в условиях вечного, необъятного космоса. С 30 марта.

«Притяжение», режиссер — Федор Бондарчук
Кадр: фильм «Притяжение»
Как ни относись к талантам режиссера Бондарчука, соблазн наконец увидеть не только американский, но и отечественный фильм о первом контакте землян и пришельцев слишком велик, чтобы игнорировать «Притяжение». На Чертаново падает загадочный космический корабль, военные осторожничают, а простое население района организуется в полноценное движение Сопротивления — сюжет по крайней мере не банален, а спецэффекты, судя по трейлерам, почти не уступают зарубежным образцам. С 26 января.

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049), режиссер — Дени Вильнев
Кадр: фильм «Бегущий по лезвию 2049»
Идея снять сиквел одного из главных шедевров киберпанка в кино долгое время казалась святотатством — что ж, от подобных претензий «Бегущего по лезвию 2049» должно уберечь участие в работе не только Ридли Скотта (в качестве продюсера), но и Харрисона Форда, вернувшегося к роли Рика Декарда. Его молодого коллегу по сложной профессии истребителя бракованных андроидов при этом сыграл Райан Гослинг, а в режиссерском кресле Скотта сменил Дени Вильнев, автор, пожалуй, самой расхваленной фантастики прошлого года — «Прибытия». С 5 октября.

«Форсаж 8» (The Fate of the Furious), режиссер — Ф. Гэри Грэй
Кадр: фильм «Форсаж 8»
Пол Уокер мертв, но дело его живет: «Форсаж» не сбавляет оборотов и идет уже на восьмой круг. От большинства штампованных, как будто с конвейера, современных голливудских киносериалов «Форсаж» выгодно отличает подкупающее бесстыдство — эта франшиза никогда не стеснялась удивлять зрителя нахальным автопорно и еще более дерзкими уходами на территорию практически фантастики. Надо думать, не изменит себе она и в восьмой серии, снимать которую был нанят режиссер «Голоса улиц» Ф. Гэри Грэй. С 13 апреля.

«Молчание» (Silence), режиссер — Мартин Скорсезе
Кадр: фильм «Молчание»
Скорсезе ухитряется оставаться релевантным вот уже полвека — кажется, ни один другой киноклассик не сохранял лица на протяжении такого долгого периода. Новый фильм мэтра основан на романе Сюсаку Эндо о путешествии двух католических миссионеров в Японию XVII века — и уже снискал восторженные похвалы американской прессы. С 26 января.

«Лунный свет» (Moonlight), режиссер — Барри Дженкинс
Кадр: фильм «Лунный свет»
Триптих Барри Дженкинса представляет детство, отрочество и взросление чувствительного паренька, растущего в гетто Майами, — и удостаивается одной премии за другой. Кажется, на очереди «Оскар». Циники и расисты наверняка будут обсасывать тот факт, что речь в «Лунном свете» идет о чернокожем гее — но, зная Дженкинса, автора преступно недооцененной истории любви на одну ночь и один день «Лекарство от меланхолии», можно быть уверенным в том, что до клишированной агитки он не скатится. С 23 февраля.

«Голос монстра» (A Monster Calls), режиссер — Хуан Антонио Байона
Кадр: фильм «Голос монстра»
Большие голливудские фантазии о детях, которые бегут от реальных проблем в воображаемый мир, уже несколько утомили, но «Голос монстра» вполне может стать исключением. Посвященный мальчишке, который дружит с древесным монстром, пока мама умирает от рака, роман-первоисточник Патрика Несса во всяком случае хвастал совсем не детским реализмом и накалом чувств, а Байона, режиссер фильма-катастрофы «Невозможное», умеет сочетать передовые спецэффекты с подлинной драмой. С 23 февраля.

«Обманутый» (The Beguiled), режиссер — София Коппола
Фото: @kirstendunst
Неожиданный, по крайней мере, в теории карьерный поворот: Коппола, автор самых проникновенных на свете фильмов о девичьем томлении и грузе селебрити-славы, вдруг взялась переснимать строго мужской, даже почти шовинистский вестерн Клинта Иствуда. Но если оригинальный «Обманутый» строго придерживался мужского взгляда на историю солдата, после ранения в бою Гражданской войны попавшего лечиться в женский приют, то фильм Копполы, похоже, будет снят глазами тех девушек, чей спокойный ход жизни этот чужак возмущает. С 27 июля.

«Рай», режиссер — Андрей Кончаловский
Кадр: фильм «Рай»
Скажем прямо: идеи, вокруг которых выстроен «Рай» Кончаловского, уже принесший классику приз в Венеции, кому-то могут показаться и противоречивыми. Тем не менее смотреть его все равно надо — составить мнение о самом важном российском фильме 2016-го лучше самому, да и структура, выстроенная вокруг монологов трех участников Второй мировой (немецкий офицер, французский полицейский, русская княгиня-эмигрантка), остается изобретательной, даже если мысли Кончаловского о том, врожденная святость какого именно народа спасет европейскую цивилизацию, вступят в конфликт с вашим мировоззрением. С 19 января.

«Трейнспоттинг 2» (T2: Trainspotting), режиссер — Дэнни Бойл
Кадр: фильм «Трейнспоттинг 2»
Когда многочисленные фанаты «На игле», возможно, самого культового фильма 1990-х уже отчаялись когда-нибудь увидеть продолжение, режиссер Дэнни Бойл наконец зарыл топор войны с Юэном Макгрегором, а заодно собрал вместе и остальных звезд оригинала. Со времен первого фильма прошло 20 лет — и герои, которым, казалось, не светит дотянуть и до 30 (героин — не шутка), теперь вынуждены иметь дело не только с собственными пороками и психозами, но и неизбежным старением. С 2 февраля.

«Тони Эрдманн» (Tony Erdmann), режиссер — Марен Аде
Кадр: фильм «Тони Эрдманн»
Найдется мало фильмов, проехавших по фестивалям в 2016-м, которые бы удостаивались такой всеобщей и такой страстной любви, как драма немки Марен Аде. История визита помешанного на розыгрышах пожилого отца к своей скованной трудоголичке-дочери ухитряется сочетать живой интерес к проблемам современной Европы и искреннее, смешливое, прочувствованное человеколюбие. С 23 февраля.

«Звездные войны: Эпизод VIII» (Star Wars: Episode VIII), режиссер — Райан Джонсон
Кадр: фильм «Звездные войны: Пробуждение силы»
Теперь, кажется, без новой серии «Звездных войн» не будет обходиться ни один год: после отдельно стоящего «Изгоя-один» Disney продолжает начатую в прошлом декабре историю о новых лицах в движении Сопротивления галактической тирании. Фанатов наверняка удовлетворит сам факт выхода следующего фильма в главной франшизе наших дней, остальных же должен обнадежить тот факт, что снимает его Райан Джонсон — такие изобретательные режиссеры, при всем уважении к Лукасу, с «Звездными войнами» еще не работали. С 14 декабря.

«Викинг», режиссер — Андрей Кравчук
Кадр: фильм «Викинг»
Исторический эпос Первого канала о судьбе князя Владимира идет в прокате вот уже три дня, но более грандиозного зрелища в первые недели 2017-го все равно не предвидится. Русское кино редко поднимает проекты такого масштаба, а учитывая то, как стремительно Владимир-креститель превращается в одного из самых почитаемых правителей в истории страны, можно говорить и о редкой для наших массовых фильмов актуальности. Уже в прокате.