Еще во времена британского владычества Гонконг стал символом успеха и процветания. Один из четырех «азиатских тигров», экономика которого росла как на дрожжах, а в финансовой системе крутились колоссальные деньги, Гонконг был землей обетованной для многих жителей материкового Китая и стран Юго-Восточной Азии. Таким он остается и по сей день. Однако красивая жизнь — не для всех. 200 тысяч человек из 7,3 миллиона обитателей Гонконга ютятся в так называемых subdivided flats — подобии советских коммуналок с чудовищными бытовыми условиями, где летом температура достигает 40 градусов и зачастую нет ни окон, ни вентиляции. И этих людей становится все больше: с прошлого года их количество выросло на 18 процентов, причем 35,5 тысячи из них — дети и подростки. Но есть и те, кто считает жителей гонконгских коммуналок счастливчиками: тысячи обитателей города вынуждены ночевать на улице или строить жилища из кусков картона, пластика и металла.
Фото: Kin Cheung / AP
80-летний Чхён Чхифон спит в своей комнате-гробе — так зачастую называют тесные комнатушки в гонконгских коммуналках. Их размер настолько мал, что там невозможно вытянуть ноги.
Фото: Kin Cheung / AP
Комнаты-гробы настолько малы, что обычная квартира нередко превращается в двухэтажную.
Фото: Kin Cheung / AP
Два унитаза и одна раковина на 20 обитателей гонконгской коммуналки.
Фото: Kin Cheung / AP
55-летний Синь делает уборку в комнате.
Фото: Kin Cheung / AP
Те, для кого жизнь в коммуналках слишком дорога, перебираются на крыши. небоскребов. Там возникают целые поселки из хижин, выстроенных из железных листов, пластика и кусков дерева.
Фото: Kin Cheung / AP
Типичный дом на крыше.
Фото: Kin Cheung / AP
Комнаты-гробы — не только спальни, но и столовые.
Фото: Kin Cheung / AP
Даже жители коммуналок имеют право на развлечения. Безработный Саймон Вон смотрит шоу в своей комнате-гробе.
Фото: Kin Cheung / AP
Ли Сютвэнь, ее восьмилетняя дочь и шестилетний сын живут втроем в комнате площадью чуть более 11 квадратных метров. Туда влезают двухэтажная кровать, маленькая кушетка, холодильник, стиральная машина и столик. Мать-одиночка Ли зарабатывает в пекарне 1,3 тысячи долларов США в месяц, из них 580 уходит на квартплату и коммунальные услуги.
Фото: Kin Cheung / AP
Есть те, кто даже в комнатах-гробах держит домашних любимцев — как Китти Ау, заведшая хомячка.
Фото: Kin Cheung / AP
Вечер в гонконгской коммуналке.
Фото: Kin Cheung / AP
Эта комната рядом с туалетом обходится Вон Тхатмину в 310 долларов США в месяц. Ее длина — 1,83 метра, ширина — 91 сантиметр. Кроме владельца, там помещаются спальный мешок, маленький телевизор и электровентилятор.
Фото: Kin Cheung / AP
Цены на жилье в Гонконге сейчас достигли исторического максимума. Каждый новый руководитель города (раньше губернатор, теперь главный министр) обещает решить жилищную проблему, но воз и ныне там. Люди, живущие в трущобах и самодельных лачугах, боятся перемен. «У меня просто нет столько денег, — объяснил один из жителей гонконгских коммуналок. — Если мне придется платить за комнату в обычной квартире, мне не на что будет купить еду».