На поклон Николай II глазами кино — пока без «Матильды»

11 фото

Скандалы вокруг «Матильды» Алексея Учителя никак не утихнут — прежде всего усилиями депутата Госдумы Натальи Поклонской. При этом сам фильм о романе императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской еще никто не видел — он выйдет на экраны только 6 октября. В ожидании премьеры «Лента.ру» вспомнила предыдущие киновоплощения последнего российского царя.

В фильмографии Владимира Машкова есть не только Николай II из телефильма «Распутин» (где заглавного героя несколько карикатурно изобразил Жерар Депардье), но и Распутин из картины «Григорий Р.», получившийся у актера, пожалуй, более выразительно.

Владимир Машков в «Распутине»

Кадр: фильм «Распутин» (2011)

В фильмографии Владимира Машкова есть не только Николай II из телефильма «Распутин» (где заглавного героя несколько карикатурно изобразил Жерар Депардье), но и Распутин из картины «Григорий Р.», получившийся у актера, пожалуй, более выразительно.

Низложение императора в американском костюмном эпосе, полном исторических и психологических допущений, подается настоящей катастрофой — не в последнюю очередь благодаря довольно проникновенной игре Майкла Джейстона. Его, впрочем, все равно затмевает в кадре Лоуренс Оливье в роли Витте.

Майкл Джейстон в «Николае и Александре»

Кадр: фильм «Николай и Александра»

Низложение императора в американском костюмном эпосе, полном исторических и психологических допущений, подается настоящей катастрофой — не в последнюю очередь благодаря довольно проникновенной игре Майкла Джейстона. Его, впрочем, все равно затмевает в кадре Лоуренс Оливье в роли Витте.

Размашистый фильм Глеба Панфилова депутату Поклонской должен из всех картин о последнем императоре нравиться больше всего — это покаяние посредством кинематографа, которое предсказуемо заканчивается современной сценой канонизации царской семьи.

Александр Галибин в «Романовых»

Кадр: фильм «Романовы. Венценосная семья»

Размашистый фильм Глеба Панфилова депутату Поклонской должен из всех картин о последнем императоре нравиться больше всего — это покаяние посредством кинематографа, которое предсказуемо заканчивается современной сценой канонизации царской семьи.

Карен Шахназаров показывает как императора Николая Александровича, так и его убийцу Юровского прежде всего пешками на шахматной доске большой истории — для чего вводит второй, параллельный план действия, в котором Янковский играет психиатра, а исполнитель роли Юровского Малкольм МакДауэлл оказывается его пациентом.

Олег Янковский в «Цареубийце»

Кадр: фильм «Цареубийца»

Карен Шахназаров показывает как императора Николая Александровича, так и его убийцу Юровского прежде всего пешками на шахматной доске большой истории — для чего вводит второй, параллельный план действия, в котором Янковский играет психиатра, а исполнитель роли Юровского Малкольм МакДауэлл оказывается его пациентом.

Интересный взгляд на Николая II (как и на всех остальных властителей начала ХХ века) представляет в своей музыкальной фантасмагории Ричард Аттенборо — цари и министры здесь затевают войну на своеобразном собрании, весело расчерчивая на зоны влияния карту Европы.

Пол Данеман в «О, что за чудесная война»

Кадр: фильм «О, что за чудесная война»

Интересный взгляд на Николая II (как и на всех остальных властителей начала ХХ века) представляет в своей музыкальной фантасмагории Ричард Аттенборо — цари и министры здесь затевают войну на своеобразном собрании, весело расчерчивая на зоны влияния карту Европы.

К счастью, Наталья Поклонская вряд ли смотрит классику — иначе у «Арсенала» Александра Довженко, одного из лучших советских немых фильмов, были бы большие проблемы: фильм начинается с комичного пролога, в котором невероятно серьезный, преисполненный собственной значимости император глубокомысленно записывает в дневник строчку об успешном убийстве вороны.

Александр Евдаков в «Арсенале»

Кадр: фильм «Арсенал»

К счастью, Наталья Поклонская вряд ли смотрит классику — иначе у «Арсенала» Александра Довженко, одного из лучших советских немых фильмов, были бы большие проблемы: фильм начинается с комичного пролога, в котором невероятно серьезный, преисполненный собственной значимости император глубокомысленно записывает в дневник строчку об успешном убийстве вороны.

Озвученный Риком Джонсом в американском мультфильме 1997 года Николай II по степени исходящей от него святости вполне мог бы сравниться с царем из фильма Глеба Панфилова. Здесь, впрочем, этот образ не смотрится так уж елейно — великая сила диснеевской анимации оправдывает даже присутствие неупокоенной души Распутина в качестве главного злодея, что уж говорить о благостном отце главной героини.

Рик Джонс в «Анастасии»

Кадр: анимационный фильм «Анастасия»

Озвученный Риком Джонсом в американском мультфильме 1997 года Николай II по степени исходящей от него святости вполне мог бы сравниться с царем из фильма Глеба Панфилова. Здесь, впрочем, этот образ не смотрится так уж елейно — великая сила диснеевской анимации оправдывает даже присутствие неупокоенной души Распутина в качестве главного злодея, что уж говорить о благостном отце главной героини.

Снятый для HBO фильм Ули Эделя мог похвастать не только солидным актерским составом, но и занятным формальным решением — повествование в нем ведется от лица убиенного царевича Алексея. Иэн Маккеллен за свое исполнение роли царя получил «Золотой глобус» — и, на его счастье, в середине 1990-х не было никого, кто бы к оценке его игры подтянул детали биографии, как делает Поклонская с актером Ларсом Айдингером из «Матильды».

Иэн Маккеллен в «Распутине»

Кадр: фильм «Распутин» (1996)

Снятый для HBO фильм Ули Эделя мог похвастать не только солидным актерским составом, но и занятным формальным решением — повествование в нем ведется от лица убиенного царевича Алексея. Иэн Маккеллен за свое исполнение роли царя получил «Золотой глобус» — и, на его счастье, в середине 1990-х не было никого, кто бы к оценке его игры подтянул детали биографии, как делает Поклонская с актером Ларсом Айдингером из «Матильды».

Фильм Элема Климова был снят в 1975-м, но пролежал на полке десять лет — хотя бы потому, что в картинах распада российской монархии вполне считывалась параллель с застоем уже брежневским. Император в исполнении Анатолия Ромашина выглядит при этом персонажем безвольным и стремительно деградирующим, полностью подчиненным воле декадентствующего старца Распутина.

Анатолий Ромашин в «Агонии»

Кадр: фильм «Агония»

Фильм Элема Климова был снят в 1975-м, но пролежал на полке десять лет — хотя бы потому, что в картинах распада российской монархии вполне считывалась параллель с застоем уже брежневским. Император в исполнении Анатолия Ромашина выглядит при этом персонажем безвольным и стремительно деградирующим, полностью подчиненным воле декадентствующего старца Распутина.

В фильме Андрея Кравчука, воспевающем фигуру адмирала Колчака, Николай II является фигурой эпизодической — в кадре он присутствует буквально минуту. Этого хватает, чтобы успеть с иконой в руке благословить Колчака на войну. Сыгравший царя Николай Бурляев в интервью говорил, что «постарался передать зрителю осознание Государем его крестного пути и его глубокой веры».

Николай Бурляев в «Адмирале»

Кадр: фильм «Адмиралъ»

В фильме Андрея Кравчука, воспевающем фигуру адмирала Колчака, Николай II является фигурой эпизодической — в кадре он присутствует буквально минуту. Этого хватает, чтобы успеть с иконой в руке благословить Колчака на войну. Сыгравший царя Николай Бурляев в интервью говорил, что «постарался передать зрителю осознание Государем его крестного пути и его глубокой веры».

Снятый одним кадром фильм Александра Сокурова проносится в стедикаме по трем столетиям истории Эрмитажа и истории России — успевая встретить по пути и Петра I, и Екатерину II. Появление семьи Николая II, случающееся ближе к финалу, выглядит в этих обстоятельствах логично — речь здесь не столько о реальных правителях, сколько о призраках большой истории, населяющих главный музей страны.

Владимир Баранов в «Русском ковчеге»

Кадр: фильм «Русский ковчег»

Снятый одним кадром фильм Александра Сокурова проносится в стедикаме по трем столетиям истории Эрмитажа и истории России — успевая встретить по пути и Петра I, и Екатерину II. Появление семьи Николая II, случающееся ближе к финалу, выглядит в этих обстоятельствах логично — речь здесь не столько о реальных правителях, сколько о призраках большой истории, населяющих главный музей страны.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше