Осень — традиционно самый перспективный сезон в российском кинопрокате: с голливудскими блокбастерами вроде «Бегущего по лезвию 2049» и «Тора 3» соседствуют потенциальные претенденты на «Оскар», например, «Субурбикон» Джорджа Клуни, а победители крупнейших фестивалей («Квадрат» и «О теле и душе») уживаются в расписании кинотеатров с главными российскими премьерами («Салют-7»). «Лента.ру» выбрала двадцатку самых интригующих релизов ближайших трех месяцев — в надежде, что выход на экраны «Матильды» Алексея Учителя не вызовет тот апокалипсис, которым киноиндустрии грозят депутат Поклонская и ее сторонники.
Кадр: фильм «Оно»
Еще не развеялось разочарование от недавней пресной экранизации «Темной башни», а в прокат уже выходит новое кино по Стивену Кингу — не в пример более удовлетворительное. Режиссер Андрес Мускетти не пытается копировать заслуженно любимый многими мини-сериал «Оно» 1990 года — вместо этого перекладывая сюжет о терроризирующем городок Дерри демоническом клоуне на язык современного хоррора: в итоге его версия Пеннивайза почти не дает зрителю возможностей для передышки.
Кадр: фильм «Удача Логана»
Пять лет назад один из премьеров американской режиссуры Стивен Содерберг объявлял о том, что уходит из кинематографа, чтобы научиться писать картины маслом. Неизвестно, какой из него вышел живописец, но «Удача Логана», с которой он теперь в профессию возвращается, сразу напоминает, что во владении режиссерским инструментарием Содербергу по-прежнему мало равных. Историю карикатурных реднеков-грабителей он рассказывает с подчеркнуто игривой, легкомысленной интонацией, без обобщений и надутых щек — что не мешает его фильму служить вполне убедительным диагнозом Америке Трампа.
Кадр: фильм «Квадрат»
В мае сатира Рубена Эстлунда выиграла «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, тем самым застолбив за шведом место в авангарде актуального авторского кино. Почести вполне заслуженные — Эстлунд в «Квадрате» демонстрирует как остроумие, высмеивая парадоксы, переполняющие мир современного искусства, так и готовность задавать вопросы не только кураторам с художниками, но и всему европейскому обществу, подменяющему сострадание политкорректностью.
Кадр: фильм «мама!»
Поработав в «Ное» с библейского масштаба страстями, Даррен Аронофски в своем новом фильме возвращается к камерному формату и любимому жанру — патологической психодраме на грани хоррора. Дженнифер Лоуренс и Хавьер Бардем играют в «маме» супругов, чья жизнь переворачивается с ног на голову с появлением в их доме пары незнакомцев постарше (Мишель Пфайффер и Эд Харрис). Когда Аронофски в прошлый раз препарировал состояние ума наших современников (а не фигурантов Ветхого завета), его «Черный лебедь» заслужил пять номинаций на «Оскар».
Кадр: фильм «Kingsman: Золотое кольцо»
В сиквеле нашумевшей несколько лет назад комедии о том, что бывает, когда на службу Ее Величества поступает брикстонский пацанчик (Тэрон Эджертон), похоже, по заявкам зрителей вернут из мертвых персонажа Колина Ферта. Куда интереснее, впрочем, выглядит идея сценаристов отправить героев за океан — чтобы несмотря на существенные стилистические разногласия, вместе с американскими коллегами по шпионскому ремеслу (среди них, например, Ченнинг Татум) схлестнуться с наркокартелем «Золотое кольцо». На правах Кадышевой, то есть худрука в этой ОПГ — сама Джулианна Мур.
Кадр: фильм «Хорошее время»
Один из лучших фильмов года — и главное, при всем уважении к тому же Остлунду, откровение каннского конкурса — сняли сделавшие себе имя в нью-йоркском независимом кино братья Джош и Бенни Сафди. «Хорошее время» — лишенный тормозов, лихорадочный трип сквозь нью-йоркскую ночь, в которой находится место как криминальным интригам, так и тотальному абсурду. Свою энергию этот образец чистой киногении черпает сразу из нескольких источников — непоседливой камере оператора Шона Прайса Уильямса, пульсации саундтрека за авторством Oneohtrix Point Never и очевидной харизме Роберта Паттинсона в главной роли.
Кадр: фильм «Прорубь»
Российское кино в этом году поводы о себе говорить предоставляло чаще, чем обычно — будь то вполне блокбастерные по навязчивости скандалы вокруг «Матильды» или каннские расклады с участием Андрея Звягинцева и Сергея Лозницы. Перевыполнены и обычно скромные планы по кино не столько спорному, сколько, с какой стороны ни подходи, оригинальному. Это определение как раз идеально подходит «Проруби» Андрея Сильвестрова, трехчастной поэме о моржовых купаниях, нефти, власти, зловещем обаянии телевидения, а также о том, что в таком контексте совсем удивительно, русской любви, той самой, что сильнее даже смерти.
Кадр: фильм «Бегущий по лезвию 2049»
Бессмысленно вспоминать о том, что «Бегущий по лезвию» вообще-то никакого сиквела не предполагал — продолжение одного из самых культовых фантастических фильмов в истории уже снято и вот-вот выйдет на экраны. Харрисон Форд согласился сыграть постаревшего охотника за андроидами Рика Декарда — который, правда, в этот раз уступит статус протагониста сыщику помоложе (Райан Гослинг). Режиссер оригинала Ридли Скотт ограничился продюсерскими функциями, доверив постановку Дени Вильневу («Убийца», «Прибытие»).
Кадр: фильм «Сделано в Америке»
Самый деятельный актер Голливуда Том Круз продолжает вкалывать за всех сайентологов мира — даже если это, как на съемках очередной серии «Миссия: невыполнима», чревато проблемами со здоровьем. Всерьез рисковал собой Круз и на площадке «Сделано в Америке» Дага Лаймана — основанного на реальных событиях кинопортрета летчика-авантюриста по имени Барри Сил: в 1980-х он ухитрялся перевозить контрабандой на своем кукурузнике как кокаин Пабло Эскобара, так и предназначенное никарагуанским боевикам оружие ЦРУ. Лайман в его лице, похоже, нашел свой ответ скорсезевскому «Волку с Уолл-стрит» — антигероя, которого хочется не судить, но прославлять.
Кадр: фильм «Салют-7»
Из-за жанрового сходства с «Временем первых» «Салют-7» весной был вынужден уступить проекту Тимура Бекмамбетова право выйти в прокат на День космонавтики — при этом поговаривают, что, вообще-то, «Салют-7» конкурента превосходит и по напряженности интриги, и по зрелищности воссоздания в кадре космоса. Фильм продюсеров Сергея Сельянова и Бакура Бакурадзе тоже основан на вполне реальном подвиге советских космонавтов — в 1984 году команда давшего фильму название корабля сумела предотвратить катастрофу, которой чуть не обернулись непредвиденные технические неполадки.
Кадр: фильм «О теле и душе»
Один из самых причудливых фильмов этого года сняла венгерская кинематографистка Ильико Эньеди — за что в феврале была награждена «Золотым медведем» Берлинского фестиваля. Местом действия ее сумрачной любовной истории, которая не брезгует ни сюрреальными сценами сновидений, ни почти документальным натурализмом, оказывается скотобойня — медленно пробуждающимся в стылых людских душах чувствам Эньеди, получается, противопоставляет культуру быстрой смерти, которая царит в отношениях человека с животным миром.
Кадр: фильм «Хэппи-энд»
Новый фильм живого австрийского классика Михаэля Ханеке в Каннах встретили с трудно скрываемым раздражением — после «Белой ленты» и «Любви» от режиссера, похоже, ждали следующего серьезного высказывания о человеческой природе и ее критическим проявлениям. Что ж, «Хэппи-эндом» Ханеке напоминает о том, что в свое время он снял один из самых издевательских фильмов 90-х «Забавные игры» (а потом еще и покадрово переснял его в Америке). Этот вольный сиквел той же «Любви» уже не пытается заглянуть в экзистенциальную бездну, а противопоставляет ей безжалостную, не щадящую ни одного персонажа иронию.
Кадр: фильм «Матильда»
Мало какому российскому фильму так везло с вирусным промо, как «Матильде» — благодаря неуемной жалобной активности депутата Поклонской о долгострое Алексея Учителя узнал, похоже, каждый россиянин. Ясно, что претензии воображающих в «Матильде» то порно, то поклеп ревнителей памяти Николая II безосновательны, — куда интереснее, что же действительно получилось у Учителя из истории о коротком, но проникновенном романе последнего русского императора с балериной Матильдой Кшесинской.
Кадр: фильм «Снеговик»
Экранизация детектива-бестселлера Ю Несбе может похвастать как минимум тем, что роль суперсыщика, алкаша и мизантропа Харри Холе в ней сыграет Майкл Фассбендер — актер, специализирующийся на персонажах с экзистенциальным кризисом. По-настоящему обнадежить фанатов Несбе должен, правда, выбор режиссера. «Снеговика» снял Томас Альфредсон, известный по лентам «Впусти меня» и «Шпион, выйди вон!»: оба эти фильма вполне заслуживают статуса современной классики.
Кадр: фильм «Пила 8»
Возрождать одну из главных хоррор-франшиз 2000-х после солидного, по меркам сегодняшнего Голливуда, перерыва неожиданно доверили Питеру и Майклу Спиригу — авторам далеко не самого банального вампирского триллера «Воины света». В центре их фильма — несколько детективов, расследующих серию убийств, по почерку совпадающих с типичными деяниями маньяка по кличке Пила. Его, как известно, в одном из предыдущих фильмов отправили на тот свет — но когда такая ерундовая деталь кого-то останавливала?
Кадр: фильм «Тор: Рагнарек»
Два предыдущих сольных выхода Тора (Крис Хэмсуорт) были, пожалуй, среди слабейших фильмов необъятной франшизы Marvel о Мстителях — режиссеры Кеннет Брана и Алан Тэйлор так и не смогли найти для подвигов своего божественного блондина правильную интонацию. «Рагнарек», впрочем, обещает переломить эту тенденцию — его сюжет предполагает апокалиптическую разборку Тора с братцем-трикстером Локи (Том Хиддлстон), а сбивать с этого противостояния лишний пафос призваны автор «Реальных упырей» Тайка Вайтити и выступающий при Торе комической отдушиной Халк (Марк Руффало), по-прежнему самый кинематографичный персонаж из всех Мстителей.
Кадр: фильм «Убийство в Восточном Экспрессе»
Не знаем, так ли уж нуждался мир в очередной экранизации одного из самых хлестких детективов Агаты Кристи — тем более что вышедший в 1970-х фильм Сидни Люмета и полвека спустя не выглядит устаревшим. На уровне концепции новое «Убийство» генерирует интерес прежде всего не самым каноническим прочтением образа Пуаро — это уже не капризный андрогин-лицедей, каким у Люмета его играл Альберт Финни, а солидный джентльмен с военной выправкой и усами прирожденного прапорщика. Представивший его в таком виде Кеннет Брана сам же и выступил режиссером.
Кадр: фильм «Лига справедливости»
В соревновании многофигурных и многочастных супергеройских киновселенных франшиза DC Comics до недавнего времени заметно уступала конкурентам из Marvel и в обаянии, и в цельности: на фоне не сбавляющих оборот и не теряющих чувства юмора «Мстителей» фильмы Зака Снайдера о Супермене и Бэтмене смотрелись махинами довольно неуклюжими. В этом году, впрочем, «Чудо-женщина» несколько поправила репутацию кинопредприятия DC — а развить успех попробует «Лига справедливости», в которой объединят усилия Бэтмен, та же Чудо-женщина и несколько супергероев помельче.
Кадр: фильм «Тельма»
Один из самых интересных режиссеров в современном европейском кино, норвежец Йоаким Триер известен куда меньше своего датского однофамильца — факт прискорбный, учитывая, что мало найдется фильмов, отражающих современность с такой же легкостью, что и его «Реприза» или «Осло, 31 августа». После опыта работы на англоязычном проекте (парадоксальная семейная драма «Больше, чем бомбы») в «Тельме» Триер возвращается на родину — но не снижает амбиций: у заглавной героини его фильма по сюжету проявляются сверхспособности.
Кадр: фильм «Субурбикон»
Предыдущие режиссерские работы Джорджа Клуни — от «Признаний опасного человека» до «Мартовских ид» — оставляли довольно странное ощущение: при том, что владение языком классического голливудского кино Клуни демонстрировал довольно уверенное, своего собственного, оригинального авторского стиля он так и не предъявил. Но предыдущие фильмы Клуни-режиссера и не могли похвастать сценарием авторства братьев Коэн — историю о семейной паре, встревающей в сомнительный и смехотворный криминальный переплет в Америке 1950-х, они сочинили еще в восьмидесятых.