75-й Венецианский фестиваль, который пройдет с 29 августа по 8 сентября, объявил программу — и кажется, сумел в этом году по представительности обставить даже Канны. Среди фильмов, которые приедут на Мостру, новые работы таких мастеров разных поколений и национальностей, как Итан и Джоэл Коэны, Дэмьен Шазелл, Альфонсо Куарон, Ласло Немеш, Майк Ли, Жак Одиар, Йоргос Лантимос (и это только вершина венецианского айсберга). Кроме того, в секцию «Горизонты» в этом году попал и один российский фильм — что в последние годы случается не часто. Самые ожидаемые премьеры Венеции-2018 — в галерее «Ленты.ру».
Кадр: фильм «Братья Систерс»
Хоакин Феникс и Джон С. Райли играют братьев с фамилией Сестры (ну, более-менее) в англоязычном дебюте француза Жака Одиара, режиссера великой тюремной драмы «Пророк» и побеждавшего в Каннах «Дипана». В основе сюжета — разворачивающийся в середине XIX века роман Патрика Девитта о паре родственников-киллеров, получивших заказ на убийство калифорнийского аптекаря. В теории — самая едкая черная комедия сезона.
Кадр: фильм «Голос света»
Брэйди Корбет, начавший карьеру в киноиндустрии с актерских ролей у Грегга Араки, Михаэля Ханеке и Ларса фон Триера, как режиссер дебютировал три года назад исторической психодрамой «Детство лидера» — которая в свое время произвела фурор именно в Венеции. Теперь же фестиваль включил в основной конкурс второй фильм Корбета — музыкальную драму о взлете и падении рок-звезды в эффектном исполнении Натали Портман. Все песни для фильма написала поп-звезда Sia.
Кадр: фильм «Другая сторона ветра»
При всем уважении к современным режиссерам, пожалуй, ни одно другое кино из венецианской программы не интригует так сильно, как законченный спустя 50 лет после начала работы последний фильм Орсона Уэллса — в котором великий постановщик Джон Хьюстон сыграл пожилого кинематографиста, ищущего свое место в Новом Голливуде 1970-х. При жизни Уэллса съемки постоянно приостанавливались из-за проблем с финансированием — помог же продюсерам закончить картину сервис Netflix. В мае «Другую сторону ветра» ждали в программе Канн, но после конфликта фестиваля с Netflix премьера переехала в более сговорчивую Венецию.
Изображение: постер «Звезда родилась»
Три предыдущих итерации сюжета о стремительном взлете поп-певицы, который лежит в основе фильма «Звезда родилась», стабильно удостаивались хотя бы одной номинации на «Оскар» — с новой же версией в режиссуре дебютирует звезда «Мальчишников в Вегасе» Брэдли Купер, и о ленте уже говорят, как об одном из фаворитов грядущего сезона кинопремий. Сам Купер сыграл в картине кантри-идола, который берет под крыло молодую певицу (ее сыграла Леди Гага) и превращает ее в суперзвезду.
Кадр: фильм «Закат»
Венгр Ласло Немеш громко заявил о себе уже первым фильмом — призером Канн и лауреатом «Оскара», концлагерной драмой «Сын Саула». В своей новой работе Немеш вновь черпает драму в историческом материале — панораме жизни высшего света Будапешта перед началом Первой мировой войны. Исполнившая небольшую роль в «Сыне Саула» Жюли Якаб в «Закате» играет девушку, которая приезжает в будущую столицу Венгрии, чтобы стать швеей, и случайно выясняет, что у нее есть брат, о котором она никогда не знала.
Кадр: фильм «Петерлоо»
Живой классик британского кино Майк Ли самые интересные свои фильмы в последние двадцать лет снял в жанре исторической драмы («Уильям Тернер», «Кутерьма») — и именно с ним теперь возвращается и в венецианский конкурс. «Петерлоо» рассказывает историю случившейся 200 лет назад Манчестерской резни — когда вооруженное ополчение расстреляло толпу протестующих рабочих. Судя по трейлеру, речь идет о самом пока амбициозном фильме в славной карьере режиссера.
Кадр: фильм «Работа без авторства»
Флориан Хенкель фон Доннерсмарк прославился заслужившей «Оскар» драмой о слежке в ГДР «Жизнь других» — но затем успел и несколько опозориться со своим англоязычным дебютом «Турист». В своей новой картине немец возвращается не только на родину — но и к теме жизни в разделенной Германии. Главным героем в «Работе без авторства» выступает художник, который сумел сбежать с востока страны в ФРГ — но не избавиться от кошмаров проведенного при нацистском режиме детства и коммунистической молодости.
Фото: Carlos Somonte / NETFLIX
Один из главных мексиканских режиссеров современности Альфонсо Куарон не снимал ничего со времен памятного и, к слову, открывавшего Венецианский фестиваль сай-фая «Гравитация» — тем интереснее, что его следующий проект строится на истории, несколько более камерной. «Рим» посвящен одному году из жизни обитающей в Мехико 1970-х семьи и станет первым фильмом, который Куарон сделал на родине, со времен артхаусного хита «И твою маму тоже».
Кадр: фильм «Соловей»
После объявления программы Венецианского фестиваля не прошло и суток — а в англоязычной прессе уже начали появляться возмущенные статьи о дефиците женщин-режиссеров в основном конкурсе. Единственной кинематографисткой, удостоившейся этой чести, стала австралийка Дженнифер Кент, несколько лет назад прилично нашумевшая с арт-хоррором «Бабадук». Новая лента Кент «Соловей» тоже не обходится без страстей, хотя и разворачивается в Австралии XIX века — сюжет повествует о девушке, которая выходит на тропу мести после жуткого убийства ее семьи.
Кадр: фильм «Фаворитка»
Грек Йоргос Лантимос, автор «Клыка», «Лобстера» и «Убийства священного оленя», уже застолбил за собой статус одного из самых дерзких современных режиссеров — но его новый фильм «Фаворитка», кажется, получился самым борзым даже по его меркам. Как минимум в плане стремления объять необъятное: эта история двух фрейлин (Рэйчел Вайс и Эмма Стоун), соперничающих за внимание британской королевы Анны, пытается, по словам фестивальных отборщиков, быть сразу и историческим эпосом, и комедией положений, и типичной для Лантимоса психологической провокацией.
Кадр: фильм «Суспирия»
У самой идеи снимать ремейк великого джалло Дарио Ардженто, который и сорок с лишним лет спустя остается одним из самых страшных фильмов в истории, хватает скептиков — их режиссер Лука Гуаданьино недавно попробовал заглушить рассказом о реакции увидевшего новую «Суспирию» одним из первых Квентина Тарантино. Тот, по словам Гуаданьино, заплакал на финальных титрах и от восторга обнял итальянского коллегу. Стоит ли верить Тарантино, узнаем в Венеции, а пока заметим, что главную роль в ремейке хоррора о танцовщице, узнающей о существовании ведьминского культа в престижной балетной школе, сыграла Дакота Джонсон из «Пятидесяти оттенков серого».
Кадр: фильм «Человек на Луне»
Со своим предыдущим фильмом «Ла-Ла Ленд» Дэмьен Шазелл собрал сотни миллионов долларов по всему миру и несколько «Оскаров» (а также оказался в центре самого удивительного скандала в истории премии). В центре его нового проекта вновь оказался Райан Гослинг — но задача перед ним стояла несколько более серьезная: он заметно перевоплотился для роли первого человека на луне, астронавта Нила Армстронга. Как и несколько лет назад «Ла-Ла Ленд», «Человек на Луне» при этом станет фильмом открытия Венецианского фестиваля.
Кадр: фильм «Человек, который удивил всех»
Российскому кино удается попасть в программу Венеции далеко не каждый год (последний раз это получилось у «Рая» Андрона Кончаловского, взявшего приз за лучшую режиссуру в основном конкурсе) — тем сильнее интригует новый фильм авторов «Интимных мест» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, который попал во вторую по престижности венецианскую секцию «Горизонты». Евгений Цыганов сыграл в «Человеке» больного раком мужчину, который уехал в деревню готовиться к смерти, но вместо этого открыл там в себе новую личность — причем женского пола.
Фото: kazakhfilmstudios
Постсоветский кинематограф в этом году представлен в Венеции не только фильмом Чупова и Меркуловой — в программу специальных показов включен новая (уже третья в этом году после «Дня Победы» и «Донбасса») картина Сергея Лозницы «Процесс», а в тех же «Горизонтах» пройдет премьера новой картины казаха Эмира Байгазина «Река». Байгазин, автор жестких, замечательных «Уроков гармонии», продолжает развивать тему взросления в брутальных реалиях казахской провинции: «Река» повествует о жизни пятерых братьев из глубинки, которая резко меняется после приезда загадочного гостя из большого города.
Фото: David McNew / Reuters
При всей представительности программы Венеции-2018, пожалуй, ни один ее фильм не вызывает такого сильного трепета, как новая работа братьев Коэн. «Баллада Бастера Скраггса» при этом задумывалась, как шестисерийный сериал в жанре вестерна для Netflix, но по ходу съемок превратилась в отдельный фильм — по структуре напоминающий популярные у итальянских классиков 1960-70-х альманахи, где каждый из режиссеров-участников раскрывал выбранную тему, оставаясь верным собственному стилю. Только в случае «Баллады» все шесть вошедших в картину новелл, по словам твиттера Коэнов, сняли лучшие постановщики мира — то есть они сами.