Дошли до точки Они покоряли Арктику больше ста лет и сделали уникальные фотографии

13 фото

Покорить Арктику человечество пыталось весь XX век. Чаще всего конечной точкой путешествий становился Северный полюс. Добраться до него пробовали на дирижаблях, самолетах, собачьих упряжках, на кораблях и на лыжах. Вот только не всегда эти попытки были успешны. Особенно тяжело приходилось первым полярникам, многие из которых погибли во время северных экспедиций. И лишь со временем люди научились выживать в суровых условиях долгой полярной ночи. На Север потянулись ученые, а за ними и туристы. Арктика стала называться Русской. С разрешения издательства «Паулсен» «Лента.ру» публикует редкие кадры из альбома «Русская Арктика: столетие в фотографиях».

1913 год. Группа участников экспедиции к Северному полюсу в кают-компании судна «Св. муч. Фока». На переднем плане начальник экспедиции Георгий Седов (третий слева), метеоролог Владимир Визе, художник Николай Пинегин. За иллюминатором бесконечные льды и снега. Корабль застрял в них возле острова Панкратьева, Новая Земля. И, как окажется потом, простоит тут долгих 352 дня. Потом проплывет 16 дней и снова вмерзнет в лед.  Позднее команда попытается пешком подобраться ближе к северу, но безуспешно. От болезни погибнет и сам Седов. Любопытно, что у этого похода с самого начала было много противников. Эксперты сомневались в профессионализме и опытности команды. Но Седову удалось получить необходимую поддержку и найти деньги на свою авантюру. Он искренне верил, что сможет стать первым русским, сумевшим покорить Северный полюс. Неслучайно был выбран и год экспедиции. В 1913 году ожидалось празднование 300-летия дома Романовых. Достижение полюса или открытие новых земель, по мнению путешественника, было бы хорошим подарком государю-императору. Но чуда не произошло.

Фото: из собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики

1913 год. Группа участников экспедиции к Северному полюсу в кают-компании судна «Св. муч. Фока». На переднем плане начальник экспедиции Георгий Седов (третий слева), метеоролог Владимир Визе, художник Николай Пинегин. За иллюминатором бесконечные льды и снега. Корабль застрял в них возле острова Панкратьева, Новая Земля. И, как окажется потом, простоит тут долгих 352 дня. Потом проплывет 16 дней и снова вмерзнет в лед. Позднее команда попытается пешком подобраться ближе к северу, но безуспешно. От болезни погибнет и сам Седов. Любопытно, что у этого похода с самого начала было много противников. Эксперты сомневались в профессионализме и опытности команды. Но Седову удалось получить необходимую поддержку и найти деньги на свою авантюру. Он искренне верил, что сможет стать первым русским, сумевшим покорить Северный полюс. Неслучайно был выбран и год экспедиции. В 1913 году ожидалось празднование 300-летия дома Романовых. Достижение полюса или открытие новых земель, по мнению путешественника, было бы хорошим подарком государю-императору. Но чуда не произошло.

Это только кажется, что на Севере нет развлечений. Там проводят соревнования по футболу, регби, борьбе, а с недавних пор и марафоны — устав от однообразного пейзажа, полярники развлекают себя как могут. Эта фотография сделана в 1980 году во время футбольного матча между экипажами атомохода «Арктика» и ледокольно-транспортного судна «Пионер Якутии».

Фото: РИА Новости

Это только кажется, что на Севере нет развлечений. Там проводят соревнования по футболу, регби, борьбе, а с недавних пор и марафоны — устав от однообразного пейзажа, полярники развлекают себя как могут. Эта фотография сделана в 1980 году во время футбольного матча между экипажами атомохода «Арктика» и ледокольно-транспортного судна «Пионер Якутии».

На острове Хейса (Земля Франца-Иосифа) с конца 50-х годов начала работу самая северная в мире обсерватория. На фото: полярник с телескопом в обсерватории имени Э. Кренкеля. Остров Хейса, Земля Франца-Иосифа. 1970-е

Фото: из архива Г. Ушакова

На острове Хейса (Земля Франца-Иосифа) с конца 50-х годов начала работу самая северная в мире обсерватория. На фото: полярник с телескопом в обсерватории имени Э. Кренкеля. Остров Хейса, Земля Франца-Иосифа. 1970-е

На этой фотографии запечатлен полярник Отто Шмидт с сыном. Шел 1937 год. Оба участвуют в воздушной экспедиции «Север» — на четырех самолетах они высадились на льдину в районе Северного полюса и разбили первую в истории дрейфующую полярную станцию. Созданную в районе Северного полюса станцию «СП» через девять месяцев дрейфа вынесло в Гренландское море.

Фото: частное собрание

На этой фотографии запечатлен полярник Отто Шмидт с сыном. Шел 1937 год. Оба участвуют в воздушной экспедиции «Север» — на четырех самолетах они высадились на льдину в районе Северного полюса и разбили первую в истории дрейфующую полярную станцию. Созданную в районе Северного полюса станцию «СП» через девять месяцев дрейфа вынесло в Гренландское море.

В часы досуга на атомоходе «Ленин», 1960 год. Эксплуатация первого советского атомного ледокола «Ленин» началась за год до запечатленных на снимке событий. Для экипажа внутри ледокола создали максимально комфортные условия: каюты на одного-двух человек, сауна, кают-компания с роялем, библиотека, помещение для просмотра фильмов и комната для курения. В автономном плавании судно могло находиться до года.

Фото: Е. Халдей / РИА Новости

В часы досуга на атомоходе «Ленин», 1960 год. Эксплуатация первого советского атомного ледокола «Ленин» началась за год до запечатленных на снимке событий. Для экипажа внутри ледокола создали максимально комфортные условия: каюты на одного-двух человек, сауна, кают-компания с роялем, библиотека, помещение для просмотра фильмов и комната для курения. В автономном плавании судно могло находиться до года.

Тот ледокол совмещал в себе передовые инженерные разработки советской эпохи. В частности, от дизельных судов его отличала дифферентная система, позволяющая не застрять во льдах. Для этого «Ленин» снабжался специальной балластной установкой для перекачивания воды с одного борта на другой. В результате этого судно накренялось и раскачивалось, разламывая окружающий лед.

Водолаз атомохода «Ленин» готовится к погружению, 1960 год

Фото: Е. Халдей / РИА Новости

Тот ледокол совмещал в себе передовые инженерные разработки советской эпохи. В частности, от дизельных судов его отличала дифферентная система, позволяющая не застрять во льдах. Для этого «Ленин» снабжался специальной балластной установкой для перекачивания воды с одного борта на другой. В результате этого судно накренялось и раскачивалось, разламывая окружающий лед.

Ледокол «Ленин» работал в тяжелейших условиях Севера. Без него не обходилась навигация на участке между устьем Енисея и Баренцевым морем. «Ленин» работал даже там, где не справлялись типичные ледоколы.

Члены экипажа атомохода «Ленин» на лыжной прогулке в момент короткой стоянки корабля во льдах Арктики, 1960 год

Фото: Е. Халдей / РИА Новости

Ледокол «Ленин» работал в тяжелейших условиях Севера. Без него не обходилась навигация на участке между устьем Енисея и Баренцевым морем. «Ленин» работал даже там, где не справлялись типичные ледоколы.

Северный полюс покоряли не только на лыжах, судах, упряжках и самолетах. В 1928 году экспедиция под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле успешно преодолела путь от Шпицбергена до Северного полюса на дирижабле. Вот только, к несчастью, на обратном пути они потерпели катастрофу. Часть экипажа погибла. А оставшимся пришлось около месяца провести на льду в лагере, который получил известность как «Красная Палатка». Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин» (см. фото).

Участники экспедиции на ледоколе «Красин» со спасенными итальянцами с дирижабля «Италия», 1928 год.

Фото: из собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики

Северный полюс покоряли не только на лыжах, судах, упряжках и самолетах. В 1928 году экспедиция под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле успешно преодолела путь от Шпицбергена до Северного полюса на дирижабле. Вот только, к несчастью, на обратном пути они потерпели катастрофу. Часть экипажа погибла. А оставшимся пришлось около месяца провести на льду в лагере, который получил известность как «Красная Палатка». Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин» (см. фото).

Советские разведчики наблюдают за боевой обстановкой. Полуостров Рыбачий в Мурманской области. Северный фронт, 1941 год

Фото: РИА Новости

Советские разведчики наблюдают за боевой обстановкой. Полуостров Рыбачий в Мурманской области. Северный фронт, 1941 год

Встреча поезда с челюскинцами и героями-летчиками на станции «Байкал» на пути из Владивостока в Москву, 1934 год

Фото: из собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики

Встреча поезда с челюскинцами и героями-летчиками на станции «Байкал» на пути из Владивостока в Москву, 1934 год

Полярники сажают медвежат в вездеход, для последующей отправки в Арктику, 1967 год

Фото: Б. Коробейников / РИА Новости

Полярники сажают медвежат в вездеход, для последующей отправки в Арктику, 1967 год

Сотрудник арктической станции с белым медвежонком. 1969 год

Фото: РИА Новости

Сотрудник арктической станции с белым медвежонком. 1969 год

Попытка приручения нежданного гостя. Остров Хейса, Земля Франца-Иосифа. 1970-е

Фото: из архива Г. Ушакова

Попытка приручения нежданного гостя. Остров Хейса, Земля Франца-Иосифа. 1970-е

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше