«Не терять чувство реальности» На что готовы россияне ради веры

23 фото

Каждый год на Крещение, 19 января, интернет наполняется снимками купающихся в прорубях людей. Между тем это далеко не единственная православная традиция, связанная с серьезным физическим испытанием.

Так, уже многие столетия жители Вятки и ее окрестностей участвуют в ежегодном Великорецком крестном ходе, посвященном чудесному явлению иконы святого Николая в 1383 году. Верующие с иконами и молитвами в самом начале лета за шесть дней проходят 160 километров через леса, поля и разлившиеся ручьи, ночуя под открытым небом.

Известный фотограф и документалист Алексей Мякишев наблюдает за этим духовным супермарафоном уже десятки лет. Он решил поделиться своими работами и впечатлениями с читателями «Ленты.ру».

«Я участвую в этом крестном ходе с 1993 года. За два десятка лет он очень изменился. Сперва шли только бабушки "белые платочки", колоритные старички и несколько священников», — вспоминает Алексей Мякишев.

Тогда почти все участники, по его словам, шли ради высокой цели покаяния, очищения, укрепления молитвы. Мякишев попал туда как фотокор кировской газеты.

Паломники идут по лесной дороге. Монастырское — Горохово, 2008 год

Фото: Алексей Мякишев

«Я участвую в этом крестном ходе с 1993 года. За два десятка лет он очень изменился. Сперва шли только бабушки "белые платочки", колоритные старички и несколько священников», — вспоминает Алексей Мякишев.

Тогда почти все участники, по его словам, шли ради высокой цели покаяния, очищения, укрепления молитвы. Мякишев попал туда как фотокор кировской газеты.

Алексей познакомился с Георгием Колосовым на одном из крестных ходов в начале 90-х. Георгий участвовал больше как паломник, чем фотограф.

От Колосова Мякишев многое узнал о духовной жизни и о фотографии. Когда крестный ход стал событием многолюдным и модным, Георгий участвовать в нем перестал, чтобы не жалеть об ушедшей из него душевности.

Паломник и фотограф Георгий Колосов во время привала. Загарье — Монастырское, 2009 год

Фото: Алексей Мякишев

Алексей познакомился с Георгием Колосовым на одном из крестных ходов в начале 90-х. Георгий участвовал больше как паломник, чем фотограф.

От Колосова Мякишев многое узнал о духовной жизни и о фотографии. Когда крестный ход стал событием многолюдным и модным, Георгий участвовать в нем перестал, чтобы не жалеть об ушедшей из него душевности.

Маршрут крестного хода проходит через села Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны и Филейское. Для местных жителей это главное событие в году. Нормальных дорог тут нет, и пробраться порой можно лишь пешком. 

В каждом из населенных пунктов путники проводят молебны, в некоторых утренние и вечерние службы.

Крестный ход обходит водную преграду. Бобино — Загарье, 2003 год

Фото: Алексей Мякишев

Маршрут крестного хода проходит через села Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны и Филейское. Для местных жителей это главное событие в году. Нормальных дорог тут нет, и пробраться порой можно лишь пешком.

В каждом из населенных пунктов путники проводят молебны, в некоторых утренние и вечерние службы.

Некоторые снимки Мякишева напоминают знаменитые картины, но автор подчеркивает, что всегда абстрагируется от предыдущего опыта и старается сфокусироваться на ощущениях и эмоциях от настоящего момента.

«Мне важно найти и держать баланс между художественностью и документальностью. Тогда возникают такие вибрации, которые позволяют увидеть что-то вневременное и не терять чувство реальности», — рассказывает Алексей.

Молодые паломники спят во время привала. Мурыгино — Вятка, 2012 год

Фото: Алексей Мякишев

Некоторые снимки Мякишева напоминают знаменитые картины, но автор подчеркивает, что всегда абстрагируется от предыдущего опыта и старается сфокусироваться на ощущениях и эмоциях от настоящего момента.

«Мне важно найти и держать баланс между художественностью и документальностью. Тогда возникают такие вибрации, которые позволяют увидеть что-то вневременное и не терять чувство реальности», — рассказывает Алексей.

«Именно через участие в крестном ходу и общение с Георгием Колосовым я сам стал верующим, принял там же крещение, — вспоминает Мякишев. — Потом крестил и своего сына на одном из последующих ходов. Колосов стал его крестным отцом».

Паломники купаются в реке Великой. Великорецкое, 2014 год

Фото: Алексей Мякишев

«Именно через участие в крестном ходу и общение с Георгием Колосовым я сам стал верующим, принял там же крещение, — вспоминает Мякишев. — Потом крестил и своего сына на одном из последующих ходов. Колосов стал его крестным отцом».

О снимках Мякишева порой говорят, что они пронзают времена и эпохи. Некоторые из этих изображений вполне могли быть сделаны не в конце, а в начале XX и даже в XIX веке.

Попавшие в объектив люди тоже выглядят гостями из прошлого, несмотря на то, что многие из них вернулись к традиционной деревенской и религиозной жизни совсем
недавно.

Паломники отдыхают в поле после тяжелого перехода. Горохово — Великорецкое, 1996 год

Фото: Алексей Мякишев

О снимках Мякишева порой говорят, что они пронзают времена и эпохи. Некоторые из этих изображений вполне могли быть сделаны не в конце, а в начале XX и даже в XIX веке.

Попавшие в объектив люди тоже выглядят гостями из прошлого, несмотря на то, что многие из них вернулись к традиционной деревенской и религиозной жизни совсем недавно.

Пеший маршрут Великорецкого крестного хода не менялся с его утверждения в 1778 году. До этого жители Вятки (в ту пору города Хлынова) отправлялись к месту обретения чудотворной иконы Николая по воде, так как двигаться через лес было небезопасно. Местность была населена враждебными языческими племенами. 

По преданию, именно из-за желания уберечь Великорецкий образ был перенесен в город из места своего явления.

Паломники идут сквозь лес. Бобино — Загарье, 2001 год

Фото: Алексей Мякишев

Пеший маршрут Великорецкого крестного хода не менялся с его утверждения в 1778 году. До этого жители Вятки (в ту пору города Хлынова) отправлялись к месту обретения чудотворной иконы Николая по воде, так как двигаться через лес было небезопасно. Местность была населена враждебными языческими племенами.

По преданию, именно из-за желания уберечь Великорецкий образ был перенесен в город из места своего явления.

В начале 2000-х крестный ход резко помолодел. Уже не осталось в живых или в добром здравии тех старушек, что хранили еще дореволюционные традиции, связанные с подобными мероприятиями.

«Сейчас уже целыми воскресными школами идут. Приезжают со всей России», — говорит автор. И это тоже важно запечатлеть. Аккуратно, без постановок, чтобы не разрушить той среды, которая формируется и меняется сама по себе.

Мальчик с иконой. Загарье — Монастырское, 2000 год

Фото: Алексей Мякишев

В начале 2000-х крестный ход резко помолодел. Уже не осталось в живых или в добром здравии тех старушек, что хранили еще дореволюционные традиции, связанные с подобными мероприятиями.

«Сейчас уже целыми воскресными школами идут. Приезжают со всей России», — говорит автор. И это тоже важно запечатлеть. Аккуратно, без постановок, чтобы не разрушить той среды, которая формируется и меняется сама по себе.

Великорецкий крестный ход проводится в честь чудесного обретения одноименной иконы Николая Чудотворца. Вот что говорится об этом событии в предании:

«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ Святителя Николая, свет же скрылся».

Первым чудом от иконы стало исцеление другого местного крестьянина, который не мог ходить.

Паломники рядом с местом обретения иконы Святителя Николая на берегу реки. Великорецкое, 2001 год

Фото: Алексей Мякишев

Великорецкий крестный ход проводится в честь чудесного обретения одноименной иконы Николая Чудотворца. Вот что говорится об этом событии в предании:

«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ Святителя Николая, свет же скрылся».

Первым чудом от иконы стало исцеление другого местного крестьянина, который не мог ходить.

Фотосъемка крестного хода порой приводила к конфликтным ситуациям. 

«Как-то верующие увидели фотографа, который снимал, как они купаются в купели, и пожаловались батюшке. И был потом запрет снимать в этом конкретном месте. Да и до сих пор в Горохово не благословляется ни видео-, ни фотосъемка», — рассказывает Алексей.

«У меня маленькая "лейка" и стиль съемки такой, что не раздражает других», — говорит фотограф.

Паломники рядом с местом обретения иконы Святителя Николая на берегу реки. Великорецкое, 2001 год

Фото: Алексей Мякишев

Фотосъемка крестного хода порой приводила к конфликтным ситуациям.

«Как-то верующие увидели фотографа, который снимал, как они купаются в купели, и пожаловались батюшке. И был потом запрет снимать в этом конкретном месте. Да и до сих пор в Горохово не благословляется ни видео-, ни фотосъемка», — рассказывает Алексей.

«У меня маленькая "лейка" и стиль съемки такой, что не раздражает других», — говорит фотограф.

Фотограф уловил тонкую грань сочетания христианства и язычества в народном сознании. Этот снимок похож на иллюстрацию к сказке. Бабушки действуют ловко и энергично, совершая непонятный для окружающих ритуал. Корни деревьев, как узловатые лапы неведомого зверя, лесные ноги, на которые водрузили избушку Бабы-яги.

Чего ищут эти женщины? Может быть надеются, что утерянный церковью в 30-х годах прошлого века чудотворный образ вновь объявится там, где его увидели впервые?

Старушки пролезают через корни дерева рядом с местом обретения иконы Николая Чудотворца. Великорецкое, 1997 год

Фото: Алексей Мякишев

Фотограф уловил тонкую грань сочетания христианства и язычества в народном сознании. Этот снимок похож на иллюстрацию к сказке. Бабушки действуют ловко и энергично, совершая непонятный для окружающих ритуал. Корни деревьев, как узловатые лапы неведомого зверя, лесные ноги, на которые водрузили избушку Бабы-яги.

Чего ищут эти женщины? Может быть надеются, что утерянный церковью в 30-х годах прошлого века чудотворный образ вновь объявится там, где его увидели впервые?

Для Алексея, как и для миллионов россиян, Николай — самый почитаемый святой. Как человек, ставший епископом находящегося ныне в Турции города Миры Ликийские, заслужил такую славу в далекой северной стране, в которой он никогда не был, — загадка.

Паломники идут в путь после литургии, которая проходила в восстановленном храме заброшенного села Горохово. Горохово, 2017 год

Фото: Алексей Мякишев

Для Алексея, как и для миллионов россиян, Николай — самый почитаемый святой. Как человек, ставший епископом находящегося ныне в Турции города Миры Ликийские, заслужил такую славу в далекой северной стране, в которой он никогда не был, — загадка.

Вплоть до Великой Отечественной войны, несмотря на борьбу с религией, ход собирал до 20 тысяч паломников. А вот в хрущевские и брежневские времена людям проходилось уже пробираться через леса украдкой. Но не везде это было возможно.

«Есть такое место, после того, как выходишь из Вятки. Там большой мост через реку, — объясняет фотограф. — Мимо него пройти невозможно, и верующие притворялись обычными селянами, спешащими по своим делам, чтобы их не остановили дружинники. И шли дальше».

Мальчик кормит голубей и провожает паломников, которые идут по мосту через реку Вятка. Вятка, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Вплоть до Великой Отечественной войны, несмотря на борьбу с религией, ход собирал до 20 тысяч паломников. А вот в хрущевские и брежневские времена людям проходилось уже пробираться через леса украдкой. Но не везде это было возможно.

«Есть такое место, после того, как выходишь из Вятки. Там большой мост через реку, — объясняет фотограф. — Мимо него пройти невозможно, и верующие притворялись обычными селянами, спешащими по своим делам, чтобы их не остановили дружинники. И шли дальше».

Образ покинутой и запустелой русской деревни за четверть века стал классическим и уже не полностью соответствует действительности. 

«В глубинку стали переезжать богатые, состоявшиеся горожане, и типичный портрет крестьянина постепенно размывается. Однако далеко не везде, и мне как фотографу важно привлекать внимание общества, человека к тому, что укрывшимся в мегаполисах незаметно», — заключает автор.

Паломники во время отдыха. Макарье, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Образ покинутой и запустелой русской деревни за четверть века стал классическим и уже не полностью соответствует действительности.

«В глубинку стали переезжать богатые, состоявшиеся горожане, и типичный портрет крестьянина постепенно размывается. Однако далеко не везде, и мне как фотографу важно привлекать внимание общества, человека к тому, что укрывшимся в мегаполисах незаметно», — заключает автор.

Мякишев ортодоксален не только в религиозном, но и в техническом плане. Он принципиально снимает только на черно-белую пленку, используя (почти всегда) объектив 35 миллиметров, то есть не приближая и не отдаляя объекты.

Кроме того, Алексей сам проявляет пленки в темной комнате и печатает фотографии. Еще с 80-х годов.

Служба в храме Горохово, 1999 год

Фото: Алексей Мякишев

Мякишев ортодоксален не только в религиозном, но и в техническом плане. Он принципиально снимает только на черно-белую пленку, используя (почти всегда) объектив 35 миллиметров, то есть не приближая и не отдаляя объекты.

Кроме того, Алексей сам проявляет пленки в темной комнате и печатает фотографии. Еще с 80-х годов.

«Пленка сохраняет некую мистическую составляющую, проявляющуюся на снимке. Иногда ты видишь изображение, которое будто бы снял не ты. По крайней мере, ты не помнишь этого конкретного снимка», — объясняет Мякишев.

В иконописи фотограф также больше ценит византийский стиль, работы Андрея Рублева с их обратной перспективой. 

«Настолько лаконичные простые формы, что они проникают в
тебя целиком. Это божественное искусство, в котором художник выступил посредником между Всевышним и изображением», — говорит Мякишев.

Священник на привале. Вятка — Бобино, 1997 год

Фото: Алексей Мякишев

«Пленка сохраняет некую мистическую составляющую, проявляющуюся на снимке. Иногда ты видишь изображение, которое будто бы снял не ты. По крайней мере, ты не помнишь этого конкретного снимка», — объясняет Мякишев.

В иконописи фотограф также больше ценит византийский стиль, работы Андрея Рублева с их обратной перспективой.

«Настолько лаконичные простые формы, что они проникают в тебя целиком. Это божественное искусство, в котором художник выступил посредником между Всевышним и изображением», — говорит Мякишев.

Каждый год крестный ход складывается по-разному. Меняется состав участников и погода, от которой здесь зависит многое, так как большая часть маршрута пролегает по пересеченной местности: через поля и леса. Гостиниц для ночлега по пути нет.

«Вятка в плане погоды бывает весьма негостеприимной. В начале июня здесь и жара может быть и чуть ли не снег выпасть», — отмечает Мякишев.

Люди сушат одежду рядом с армейскими палатками, которые специально устанавливают для паломников. Великорецкое, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Каждый год крестный ход складывается по-разному. Меняется состав участников и погода, от которой здесь зависит многое, так как большая часть маршрута пролегает по пересеченной местности: через поля и леса. Гостиниц для ночлега по пути нет.

«Вятка в плане погоды бывает весьма негостеприимной. В начале июня здесь и жара может быть и чуть ли не снег выпасть», — отмечает Мякишев.

Многое об участнике похода к Великорецкому можно сказать по тому, как он ведет себя на привале. 

«Кто-то сразу же ложится на землю и достает еду, другие, хоть и уставшие, но стоят на молитве, третьи начинают помогать тем, кому сложнее всего, что-то собирать, обустраивать для всех», — вспоминает Мякишев.

Для паломников организуют горячую кашу и чай. Девочка помогает взрослым. Горохово, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Многое об участнике похода к Великорецкому можно сказать по тому, как он ведет себя на привале.

«Кто-то сразу же ложится на землю и достает еду, другие, хоть и уставшие, но стоят на молитве, третьи начинают помогать тем, кому сложнее всего, что-то собирать, обустраивать для всех», — вспоминает Мякишев.

Крестный поход подразумевает преодоление трудностей, поэтому чем его условия сложнее, тем людям искренним и лучше.

«В прошлом году было очень тяжело. На следующий день, как крестный ход вышел, начались дожди, и они не прекращались. Грунтовые дороги размыло, пересекавшие путь ручьи превратились в полноводные реки», — рассказывает фотограф.

На одном из снимков видно такую реку, образовавшуюся из ручья. Переходом через нее до дождей служили бревна, но затем их затопило, и один из паломников нырнул в холодный поток, чтобы сделать переправу для остальных. В итоге использовали молодые поваленные деревья.

Верующие переправляются через ручей, который размыло обильными дождями. Самодельное сооружение служила единственной переправой для паломников. Монастырское — Горохово, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Крестный поход подразумевает преодоление трудностей, поэтому чем его условия сложнее, тем людям искренним и лучше.

«В прошлом году было очень тяжело. На следующий день, как крестный ход вышел, начались дожди, и они не прекращались. Грунтовые дороги размыло, пересекавшие путь ручьи превратились в полноводные реки», — рассказывает фотограф.

На одном из снимков видно такую реку, образовавшуюся из ручья. Переходом через нее до дождей служили бревна, но затем их затопило, и один из паломников нырнул в холодный поток, чтобы сделать переправу для остальных. В итоге использовали молодые поваленные деревья.

Прямого и однозначного ответа на вопрос, в чем суть многодневного крестного хода, нет. Вернее, для каждого он свой. Те, кто участвует в этом мероприятии с начала 90-х, уже успели прожить целую жизнь: влюблялись, рожали детей, теряли близких, болели. Все это отражалось на том, с какими чувствами человек отправляется в путь и возносит молитвы к Богу и святому Николаю.  

Объединяет путников вера в чудо, ради которого нужно потрудиться: постом, молитвой и трудом не ради приобретения очередных материальных благ, а ради Бога.

На привале Горохово — Великорецкое, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Прямого и однозначного ответа на вопрос, в чем суть многодневного крестного хода, нет. Вернее, для каждого он свой. Те, кто участвует в этом мероприятии с начала 90-х, уже успели прожить целую жизнь: влюблялись, рожали детей, теряли близких, болели. Все это отражалось на том, с какими чувствами человек отправляется в путь и возносит молитвы к Богу и святому Николаю.

Объединяет путников вера в чудо, ради которого нужно потрудиться: постом, молитвой и трудом не ради приобретения очередных материальных благ, а ради Бога.

Заброшенные храмы в деревнях похожи на мертвые деревья в лесу. У одних они вызывают жалость об ушедшей жизни, у других — желание их вырубить или снести. Но церкви отличает надежда на воскресение из мертвых и обретения былой славы. Лишь бы фундамент и несущие стены сохранились.

Еще не восстановленный храм Горохово, 1994 год

Фото: Алексей Мякишев

Заброшенные храмы в деревнях похожи на мертвые деревья в лесу. У одних они вызывают жалость об ушедшей жизни, у других — желание их вырубить или снести. Но церкви отличает надежда на воскресение из мертвых и обретения былой славы. Лишь бы фундамент и несущие стены сохранились.

Когда храмы стояли разрушенными, вера людей, как отмечает Мякишев, проявлялась сильнее. Сейчас больше внимания к внешним атрибутам. Теперь церкви полностью восстановлены, купола украшены позолотой. Вокруг появились хозяйственные постройки. Все это огорожено красивыми железными заборами. 

«Все блестит и сверкает, но ощущение уже не то», — сетует Алексей.

Священники заходят в храм, который впоследствии был восстановлен. Горохово, 1996 год

Фото: Алексей Мякишев

Когда храмы стояли разрушенными, вера людей, как отмечает Мякишев, проявлялась сильнее. Сейчас больше внимания к внешним атрибутам. Теперь церкви полностью восстановлены, купола украшены позолотой. Вокруг появились хозяйственные постройки. Все это огорожено красивыми железными заборами.

«Все блестит и сверкает, но ощущение уже не то», — сетует Алексей.

В начале 90-х трудно было предположить, что руины превратятся в дворцы, но интуиция фотокорреспондента подсказала Алексею, что перемены обязательно будут, и тем важнее запечатлеть, что было в начале и каким путем все эти годы идет страна.

Накопленных впечатлений у автора хватило на целую книгу, с которой можно познакомиться здесь.

Закат во время пути. Загарье — Монастырское, 2015 год

Фото: Алексей Мякишев

В начале 90-х трудно было предположить, что руины превратятся в дворцы, но интуиция фотокорреспондента подсказала Алексею, что перемены обязательно будут, и тем важнее запечатлеть, что было в начале и каким путем все эти годы идет страна.

Накопленных впечатлений у автора хватило на целую книгу, с которой можно познакомиться здесь.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше