14 мая премьерой сверхзвездной зомби-комедии Джима Джармуша «Мертвые не умирают» открывается 72-й Каннский фестиваль — который остается важнейшим событием года в мире кино, что бы там ни думали организаторы «Оскара» и продолжающий находиться с Каннами в ссоре Netflix. Именно на Круазетт — в конкурсных, параллельных и специальных программах фестиваля — проходят премьеры многих фильмов, которые весь мир смотрит и обсуждает весь следующий год. Самые ожидаемые фильмы Канн-2019 — в галерее «Ленты.ру».
Кадр: фильм «Мертвые не умирают»
Фильмом открытия Канн в этом году выбрана, возможно, самая звездная картина во всей программе: в актерский состав своей зомби-комедии завсегдатай фестиваля Джим Джармуш привлек, кажется, пол-Голливуда — от Билла Мюррея и Тильды Суинтон до Адама Драйвера, Игги Попа и Тома Уэйтса. По сюжету, в сонном провинциальном городке Сентервилле после нескольких зловещих предзнаменований из могил вдруг начинают восставать мертвецы. Сам Джармуш в интервью обещает с помощью легкого жанра сатирически отразить тревожное состояние Америки наших дней.
Кадр: фильм «Радегунд»
Непредсказуемый классик американского кино Терренс Малик последний раз участвовал в конкурсе Канн в 2011-м с «Древом жизни» — и выиграл «Золотую пальмовую ветвь». На фоне нескольких работ Малика, последовавших за «Древом» и казавшихся скорее этюдами большого мастера, чем полноценными полотнами, «Радегунд», напротив, впечатляет размахом и четкостью нарратива — это эпическая драма австрийца Франца Егерштеттера (Агуст Диль), отказавшегося от службы в гитлеровской армии по соображениям веры и поплатившегося за это жизнью.
Кадр: фильм «Однажды... в Голливуде»
Ровно четверть века назад «Криминальное чтиво» выиграло в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» — а Квентин Тарантино в одночасье стал одним из самых модных американских режиссеров. Теперь кумир киноманов возвращается на Круазетт со своим первым фильмом, напрямую посвященным Голливуду (хотя, конечно, все кино Тарантино — во многом кино о кино) — историей сериальной звезды (Леонардо Ди Каприо) и его друга-каскадера (Брэд Питт), которым с трудом дается переход в большой кинематограф на фоне стремительно меняющегося Голливуда конца 1960-х.
Кадр: фильм «Боль и слава»
Еще один ветеран Каннского фестиваля (его фильмы пять раз участвовали в конкурсе) и титан авторского кино последних десятилетий, который везет на Круазетт свою новую картину — испанец Педро Альмодовар. «Боль и слава» при этом не просто беззастенчиво автобиографична — ее главным героем буквально выступает режиссер, на склоне лет оглядывающийся назад и посредством флешбэков делящийся со зрителем своими воспоминаниями. Главную роль играет многолетний любимец Альмодовара Антонио Бандерас.
Кадр: фильм «Паразиты»
Возможно, самый изобретательный из современных режиссеров, работающих в жанровом кино (доказательства — грандиозный монстр-триллер «Вторжение динозавра» и сокрушительный детектив «Воспоминания об убийстве»), кореец Пон Джун-хо возвращается на каннский конкурс спустя два года после премьеры искрометной антиутопии о зарвавшемся мясопроме «Окча». А заодно — возвращается к корням: в отличие от снятой на английском «Окчи», «Паразитов» Пон снял на корейском и на родном материале, истории бедной семьи, которая начинает вмешиваться в жизнь богатых соседей.
Кадр: фильм «Атлантика»
В основной конкурс Каннского фестиваля далеко не каждый год попадают дебютные работы — но Мати Диоп, как актриса, известная по ролям в фильмах Клер Дени и Антонио Кампоса, дебютантка с редкой киношной родословной: ее дядя Джибриль Диоп Мамбети снял лучший африканский фильм всех времен «Туки-Буки». Более того, «Атлантика» — вольный сиквел этого поэтического постколониального шедевра, история молодой девушки из Дакара, возлюбленный которой в одночасье исчезает без следа, судя по всему, оказавшись на одной из многочисленных лодок с беженцами, направляющимися в Европу.
Кадр: фильм «Свистуны»
Разговоры о Новой румынской волне, которые с упоением велись на всех главных фестивалях мира на рубеже 2010-х, за последние годы успели затихнуть, но ведущие режиссеры движения продолжают снимать — просто высочайший уровень их работ уже мало кого удивляет. В первую очередь это касается Корнелиу Порумбойю — который с чем бы ни работал, документальным («Бесконечный футбол») или игровым («12:08 к востоку от Бухареста») кино, ухитряется иронично и легко осваивать вечные вопросы человеческого бытия. В «Свистунах» основой для них станет игривый сюжет о румынском полицейском, который отправляется в Испанию помочь задержанному местной полицией соотечественнику-бизнесмену.
Кадр: фильм «Матиас и Максим»
Канадскому вундеркинду Ксавье Долану, более-менее выращенному в экосистеме Каннского фестиваля (здесь проходили премьеры всех работ режиссера, кроме «Тома на ферме» и прошлогодней «Смерти и жизни Джона Ф. Донована»), в последнее время не очень везет с критикой. Как «Смерть и жизнь», так и предшествовавшую ей драму «Это всего лишь конец света» пресса попросту растоптала, что, правда, не помешало «Концу света» взять в Каннах режиссерский приз. Новая лента Долана «Матиас и Максим» в определенной степени видится возвращением канадца к камерным основам своего стиля — это лишенная вселенских амбиций история двух друзей, участие которых в киносъемках заставляет их задуматься о природе собственных отношений.
Кадр: фильм «Извините, мы вас не застали»
Всего девятерым режиссерам в истории кино удавалось дважды уехать из Канн с «Золотой пальмовой ветвью» — и трое из них в этом году вернутся в основной конкурс фестиваля. Это, во-первых, братья Жан-Пьер и Люк Дарденны с драмой школьника-исламиста «Молодой Ахмед», а во-вторых, британец Кен Лоуч. Живой классик гуманистического кино, который продолжает злить буржуазных критиков острой социальной тематикой своих фильмов, остается, несмотря ни на что, верен себе: его новая картина посвящена семье из Ньюкасла, глубже и глубже залезающей в долги на фоне финансового кризиса 2008 года.
Кадр: фильм «Озеро диких гусей»
Китаец Дяо Инань прославился за пределами родины, когда в 2014-м его блестящий, отчаянно депрессивный нуар «Черный уголь, тонкий лед» удостоился «Золотого медведя» на Берлинале. В своем первом за пять лет фильме режиссер вновь работает с криминальным жанром и с насыщающей его особенным мрачным сиянием локальной китайской спецификой — по-импрессионистски эффектное «Озеро диких гусей» посвящено обреченной любви проститутки и возглавляющего банду байкеров гангстера.
Кадр: фильм «Предатель»
Итальянец Марко Беллокьо сделал выдающуюся карьеру, которая парадоксальным образом остается недооцененной: в 1960-х и 1970-х автор блестящей антиклерикальной драмы «Кулаки в кармане» оставался в тени всемирно раскрученных коллег вроде Феллини и Антониони, а в последние пару десятилетий из-за банального скепсиса в отношении зрелых, пожилых режиссеров удостаивался куда меньше внимания, чем более молодые Соррентино и Гарроне. А зря — даже после дистанции в сорок фильмов Беллокьо ухитряется оставаться и актуальным, и изобретательным в своих приемах. Его новая картина «Предатель» рассказывает подлинную историю Томмазо Бускетты, крупного мафиози, который стал стукачом и помог посадить за решетку сотни гангстеров всех мастей.
Кадр: фильм «Козодои»
Бразилец Клебер Мендонса Фильо стремительно ворвался в элиту мирового авторского кино — на это у бывшего критика ушло всего два полных метра, второй из которых, проникнутая политическими аллюзиями драма о рынке недвижимости и отказывающейся идти у него на поводу писательницы «Водолей», несколько лет назад уже участвовала в Каннском конкурсе и была затем горячо принята по всему миру. Новый фильм Мендонсы Фильо, снятый в соавторстве с его постоянным художником-постановщиком Жулиано Дорнелем, похоже, работает на небанальном стыке жанров — это история режиссера-документалиста, который обнаруживает опасные тайны в быту жителей деревни, где он снимает свое новое кино.
Кадр: фильм «Жанна»
Жанна из названия нового фильма французского радикала Брюно Дюмона — не кто иная, как Жанна Д'Арк; более того, эта картина — сиквел: два года назад в той же каннской секции «Двухнедельник режиссеров» Дюмон уже представлял «Жаннетту», историю о детстве Орлеанской девы, которая была парадоксально и эффектно рассказана на языке хеви-метал-мюзикла. Такой подход к жизнеописанию одной из главных икон французской истории позволил Дюмону освободить героиню из паутины замшелых и заезженных исторических опусов — а теперь наверняка интересным образом оживит уже главный, военный период в жизни Жанны.
Кадр: фильм «Дылда»
Два года назад скромный по бюджету и производственным возможностям, но никак не авторским амбициям и приемам дебют учившегося у Александра Сокурова уроженца Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова «Теснота» произвел такой фурор в каннской секции «Особый взгляд», что на следующий год молодого режиссера и вовсе позвали в жюри этой второй по значимости программы фестиваля. Теперь же Балагов возвращается в «Особый взгляд» уже в статусе фаворита со своей новой — более дорогой и масштабной — картиной о возвращении в послевоенный Ленинград двух подруг-фронтовичек.
Кадр: фильм «Слишком стар, чтобы умереть молодым»
Канны стараются не отставать от глобального зрительского помешательства на сериалах — напомним, к слову, что именно на Круазетт два года назад состоялась премьера первых серий возрожденного Дэвидом Линчем «Твин Пикс». Не обойдется без громкой сериальной премьеры и фестиваль этого года: автор «Драйва» и «Неонового демона» Николас Виндинг Рефн представит свой криминальный триллер для Amazon: герой Майлза Теллера по сюжету погружается в подпольный преступный мир, кишащий мутными личностями всех мастей, от боевиков якудза до русских мафиози.
Кадр: фильм «Однажды в Трубчевске»
Если участие в официальной каннской программе Кантемира Балагова после успеха «Тесноты» было ожидаемым, то включение в нее еще одного российского фильма — в ту же секцию «Особый взгляд» — можно считать самой настоящей сенсацией, тем более, что ни одну из предыдущих картин Ларисы Садиловой Канны не замечали. В своем первом за шесть лет фильме «Однажды в Трубчевске» режиссер воспевает неизбывную среднерусскую тоску русской провинции — в которой личные, частные драмы (главную героиню Садилова сравнивает с Анной Карениной) разворачиваются на хорошо знаком фоне иллюзорности социального и экономического развития.
Кадр: фильм «Маяк»
Хайп вокруг «Маяка», второй картины прославившегося эффектным черно-белым хоррором «Ведьма» Роберта Эггерса, так настойчив, что многие и вовсе ждали увидеть ленту в основном конкурсе Канн. Вместо этого, впрочем, ее покажут в секции «Двухнедельник режиссеров», качество селекции которой неизменно мало уступает официальной программе фестиваля — а по части жанрового кино, возможно, ее и превосходит. Эггерс, привлекший в «Маяк» таких звезд, как Уильям Дефо и Роберт Паттинсон, продолжает работать в жанре хоррора — но является, наверное, единственным его современным представителем, чьи работы хочется сравнивать не только с Карпентером, но и с Тарковским или Бергманом.
Кадр: фильм «Малышка зомби»
Француз Бертран Бонелло с одинаковой изобретательностью снимает и о борделях («Дом терпимости»), и о моделях («Сен-Лоран: Стиль — это я») — не говоря уже о террористах от богемы: его предыдущий фильм «Ноктюрама» остается одним из лучших поэтических высказываний современности о насилии и тотальной скуке. Новая лента Бонелло «Малышка зомби» отдает дань классику трансгрессивного кино категории «Б» Жаку Турнеру (точнее, его картине «Я гуляла с зомби»). Здесь тоже действие начинается на Гаити середины ХХ века (где мертвецов возвращают к жизни с помощью ритуала вуду) — чтобы затем перенестись уже в современный Париж.
Кадр: фильм «Первая любовь»
Ни один современный режиссер не снимает в таком ураганном темпе, как японец Такаси Миике (в его фильмографии уже больше сотни работ). Но и ни один многостаночник от кино не заслуживает такого внимания, какое, по справедливости говоря, полагается творчеству Миике. Любые жанры, сюжеты и интонации — Миике превращает каждую свою картину в сеанс деконструкции кинематографа и его немедленной сборки уже в новом виде, способном генерировать чистые зрительские эмоции. В этом смысле любой фильм Миике — как первая любовь. При этом сама «Первая любовь» разворачивается между боксером и проституткой — которых преследуют сквозь ночной Токио одновременно и драгдилеры, и полиция.
Кадр: фильм «Приют»
Каждый фильм филиппинца Лава Диаса — настоящее событие (в том числе и для зрителя — четырех-пятичасовой фильм, любимая форма режиссера, неизбежно ощущается эпическим переживанием кинематографа). Тем интереснее, что прежде работавший скорее в эстетике призрачного реализма Диас в последнее время начал экспериментировать с жанрами — так его прошлый фильм «Время чудовищ» был поразительным политическим а капелла-мюзиклом. «Приют» — и вовсе обращение Диаса к фантастике: действие разворачивается в 2031 году, в гари и дыме от постоянных извержений вулканов, при власти безумцев, от чьих действий гибнут миллионы.