В Риме в возрасте 96 лет умер итальянский режиссер Франко Дзеффирелли, за свою шестидесятилетнюю карьеру успевший заслужить статус классика одновременно в кино, театре и на оперной сцене. Имя Дзеффирелли сделали в первую очередь образцовые, преисполненные романтизма и искренней любви к первоисточникам адаптации классической литературы — его экранизацию «Ромео и Джульетты», при выходе на экраны ставшую суперхитом международного проката, до сих пор показывают изучающим произведения Шекспира школьникам по всему миру. Главные работы покойного режиссера — в галерее «Ленты.ру».
Кадр: фильм «Ромео и Джульетта»
Дзеффирелли был успешен и признан на протяжении всей своей карьеры — как в качестве художника театра и кино, так и режиссера фильмов и оперных постановок — но ни одна другая его работа не удостаивалась такого мгновенного и глобального успеха у зрителей, как экранизация шекспировской нетленки о трагической подростковой любви. Сейчас «Ромео и Джульетта» смотрятся, пожалуй, несколько старомодно и слишком чинно — ни формальных экспериментов, ни вызовов общественной морали — но одним только решением использовать в ролях несчастных влюбленных актеров-тинейджеров Дзеффирелли уже уловил сам дух шестидесятых, одержимых молодостью и свежестью.
Кадр: фильм «Укрощение строптивой»
Первым фильмом Дзеффирелли при этом была другая шекспировская адаптация — «Укрощение строптивой», главные роли в которой сыграли женатые друг на друге в реальной жизни суперзвезды шестидесятых Ричард Бартон и Элизабет Тэйлор. Визуальный лоск и оперная, возвышенная сентиментальность этой постановки станут фирменными знаками работы Дзеффирелли на протяжении всей его карьеры.
Фото: Mondadori Portfolio / Global Look Press / ZUMA Press
В отличие от своего ментора и на протяжении довольно долгого времени любовника Лукино Висконти, Дзеффирелли никогда не был по-настоящему модным режиссером — с другой стороны, его основательный, склонный к декоративным украшательствам и популистской простоте стиль помогал ему приниматься за сложные для адаптации сюжеты. Так, например, в фильме «Брат Солнце, сестра Луна» режиссер перенес на экран историю святого Франциска Ассизского.
Фото: Mary Evans Picture Library / East News
В дополнение к своим работам в кино и на оперной сцене Дзеффирелли внес немалый вклад и в историю телевидения — снятый им для британского телевидения мини-сериал «Иисус из Назарета» для своей эпохи был хитом не меньшим, чем для современности какая-нибудь «Игра престолов». Амбициозная, размашистая телеверсия Евангелия десятилетиями не сходила с телеэкранов по всему миру.
Кадр: фильм «Чемпион»
В фильмографии Дзеффирелли, полной экранизаций Шекспира и Верди, особняком стоит неожиданный экскурс режиссера на территорию спортивной драмы — преступно недооцененный «Чемпион» с Джоном Войтом. В то же время, именно в этом нехарактерном для себя жанре итальянец демонстрирует, что его понимание оперного накала страстей и одержимость красотой мужского тела способны украшать продукты не только высокой, но и низкой культуры.
Кадр: фильм «Гамлет»
Именно Дзеффирелли ответственен и за одну из лучших экранизаций «Гамлета» — в образцово выстроенном кадре итальянского режиссера даже австралиец Мел Гибсон неожиданно выглядит актером, как будто воспитанным на Шекспире на британской театральной сцене. Сам же режиссер придает шекспировской классике понятности и внятности, обходясь при этом без пошлых попыток ее осовременить или перелопатить.
Кадр: фильм «Джейн Эйр»
Самым амбициозным из поздних фильмов Дзеффирелли стала экранизация «Джейн Эйр» (что, впрочем, не значит, что внимания не заслуживают его более камерные следующие фильмы — «Чай с Муссолини» и «Каллас навсегда», в которых можно найти редкие для режиссера автобиографические мотивы), в обращении с первоисточником которой итальянец показал, что и он при желании может быть вполне жестким редактором классики. Дзеффирелли довольно радикально режет финал истории Шарлотты Бронте — что не мешает ему раскрыть в кадре талант сразу двух исполнительниц роли Джейн: Анна Пакуин играла Эйр в детстве, а Шарлотта Генсбур — во взрослом возрасте.
Фото: Kobal / Shutterstock / REX
Говоря о Дзеффирелли, трудно обойтись без темы его сексуальной ориентации — тем более, что и старт его карьере в свое время дал роман с Лукино Висконти. Сам режиссер открыто заявил о своей гомосексуальности только в 1996-м — и не то, чтобы удивил свою постоянную аудиторию: искреннее восхищение мужской красотой и молодостью сквозит почти в каждом фильме мастера, а в тех же «Ромео и Джульетте», кажется, влюбленность режиссера в отношении Леонарда Уайтинга передается и самой камере.
Фото: Everett Collection / East News
Начиная с конца 1970-х Дзеффирелли стал больше внимания уделять своей первой любви в искусстве — опере. Он успел не только поставить, кажется, почти всю оперную классику на сцене, но и неутомимо переносил ее на теле- и киноэкран, поработав в процессе с такими легендами, как Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье и Мария Каллас.
Фото: MEDUSA FILM / CATTLEY / GALFIN BABE / FRANCE 2 / ALQUIMIA CINEMA / Album
Последние годы жизни Дзеффирелли войдут в историю не только театральными постановками, но и многочисленными скандалами — так, немало пересудов вызвало его членство в сенате от правой партии «Вперед, Италия», а также публичная поддержка консервативных и гомофобских (Дзеффирелли не боялся и не избегал быть противоречивым) инициатив Римской католической церкви.