Укротитель строптивых Умер классик итальянского кино Франко Дзеффирелли

10 фото

В Риме в возрасте 96 лет умер итальянский режиссер Франко Дзеффирелли, за свою шестидесятилетнюю карьеру успевший заслужить статус классика одновременно в кино, театре и на оперной сцене. Имя Дзеффирелли сделали в первую очередь образцовые, преисполненные романтизма и искренней любви к первоисточникам адаптации классической литературы — его экранизацию «Ромео и Джульетты», при выходе на экраны ставшую суперхитом международного проката, до сих пор показывают изучающим произведения Шекспира школьникам по всему миру. Главные работы покойного режиссера — в галерее «Ленты.ру».

Дзеффирелли был успешен и признан на протяжении всей своей карьеры — как в качестве художника театра и кино, так и режиссера фильмов и оперных постановок — но ни одна другая его работа не удостаивалась такого мгновенного и глобального успеха у зрителей, как экранизация шекспировской нетленки о трагической подростковой любви. Сейчас «Ромео и Джульетта» смотрятся, пожалуй, несколько старомодно и слишком чинно — ни формальных экспериментов, ни вызовов общественной морали — но одним только решением использовать в ролях несчастных влюбленных актеров-тинейджеров Дзеффирелли уже уловил сам дух шестидесятых, одержимых молодостью и свежестью.

«Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet), 1968

Кадр: фильм «Ромео и Джульетта»

Дзеффирелли был успешен и признан на протяжении всей своей карьеры — как в качестве художника театра и кино, так и режиссера фильмов и оперных постановок — но ни одна другая его работа не удостаивалась такого мгновенного и глобального успеха у зрителей, как экранизация шекспировской нетленки о трагической подростковой любви. Сейчас «Ромео и Джульетта» смотрятся, пожалуй, несколько старомодно и слишком чинно — ни формальных экспериментов, ни вызовов общественной морали — но одним только решением использовать в ролях несчастных влюбленных актеров-тинейджеров Дзеффирелли уже уловил сам дух шестидесятых, одержимых молодостью и свежестью.

Первым фильмом Дзеффирелли при этом была другая шекспировская адаптация — «Укрощение строптивой», главные роли в которой сыграли женатые друг на друге в реальной жизни суперзвезды шестидесятых Ричард Бартон и Элизабет Тэйлор. Визуальный лоск и оперная, возвышенная сентиментальность этой постановки станут фирменными знаками работы Дзеффирелли на протяжении всей его карьеры.

«Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew), 1967

Кадр: фильм «Укрощение строптивой»

Первым фильмом Дзеффирелли при этом была другая шекспировская адаптация — «Укрощение строптивой», главные роли в которой сыграли женатые друг на друге в реальной жизни суперзвезды шестидесятых Ричард Бартон и Элизабет Тэйлор. Визуальный лоск и оперная, возвышенная сентиментальность этой постановки станут фирменными знаками работы Дзеффирелли на протяжении всей его карьеры.

В отличие от своего ментора и на протяжении довольно долгого времени любовника Лукино Висконти, Дзеффирелли никогда не был по-настоящему модным режиссером — с другой стороны, его основательный, склонный к декоративным украшательствам и популистской простоте стиль помогал ему приниматься за сложные для адаптации сюжеты. Так, например, в фильме «Брат Солнце, сестра Луна» режиссер перенес на экран историю святого Франциска Ассизского.

Франко Дзеффирелли на съемках фильма «Брат Солнце, сестра Луна» с Джуди Баукер и Грэмом Фолкнером

Фото: Mondadori Portfolio / Global Look Press / ZUMA Press

В отличие от своего ментора и на протяжении довольно долгого времени любовника Лукино Висконти, Дзеффирелли никогда не был по-настоящему модным режиссером — с другой стороны, его основательный, склонный к декоративным украшательствам и популистской простоте стиль помогал ему приниматься за сложные для адаптации сюжеты. Так, например, в фильме «Брат Солнце, сестра Луна» режиссер перенес на экран историю святого Франциска Ассизского.

В дополнение к своим работам в кино и на оперной сцене Дзеффирелли внес немалый вклад и в историю телевидения — снятый им для британского телевидения мини-сериал «Иисус из Назарета» для своей эпохи был хитом не меньшим, чем для современности какая-нибудь «Игра престолов». Амбициозная, размашистая телеверсия Евангелия десятилетиями не сходила с телеэкранов по всему миру.

«Иисус из Назарета» (Jesus of Nazareth), 1977

Фото: Mary Evans Picture Library / East News

В дополнение к своим работам в кино и на оперной сцене Дзеффирелли внес немалый вклад и в историю телевидения — снятый им для британского телевидения мини-сериал «Иисус из Назарета» для своей эпохи был хитом не меньшим, чем для современности какая-нибудь «Игра престолов». Амбициозная, размашистая телеверсия Евангелия десятилетиями не сходила с телеэкранов по всему миру.

В фильмографии Дзеффирелли, полной экранизаций Шекспира и Верди, особняком стоит неожиданный экскурс режиссера на территорию спортивной драмы — преступно недооцененный «Чемпион» с Джоном Войтом. В то же время, именно в этом нехарактерном для себя жанре итальянец демонстрирует, что его понимание оперного накала страстей и одержимость красотой мужского тела способны украшать продукты не только высокой, но и низкой культуры.

«Чемпион» (The Champ), 1979

Кадр: фильм «Чемпион»

В фильмографии Дзеффирелли, полной экранизаций Шекспира и Верди, особняком стоит неожиданный экскурс режиссера на территорию спортивной драмы — преступно недооцененный «Чемпион» с Джоном Войтом. В то же время, именно в этом нехарактерном для себя жанре итальянец демонстрирует, что его понимание оперного накала страстей и одержимость красотой мужского тела способны украшать продукты не только высокой, но и низкой культуры.

Именно Дзеффирелли ответственен и за одну из лучших экранизаций «Гамлета» — в образцово выстроенном кадре итальянского режиссера даже австралиец Мел Гибсон неожиданно выглядит актером, как будто воспитанным на Шекспире на британской театральной сцене. Сам же режиссер придает шекспировской классике понятности и внятности, обходясь при этом без пошлых попыток ее осовременить или перелопатить.

«Гамлет» (Hamlet), 1990

Кадр: фильм «Гамлет»

Именно Дзеффирелли ответственен и за одну из лучших экранизаций «Гамлета» — в образцово выстроенном кадре итальянского режиссера даже австралиец Мел Гибсон неожиданно выглядит актером, как будто воспитанным на Шекспире на британской театральной сцене. Сам же режиссер придает шекспировской классике понятности и внятности, обходясь при этом без пошлых попыток ее осовременить или перелопатить.

Самым амбициозным из поздних фильмов Дзеффирелли стала экранизация «Джейн Эйр» (что, впрочем, не значит, что внимания не заслуживают его более камерные следующие фильмы — «Чай с Муссолини» и «Каллас навсегда», в которых можно найти редкие для режиссера автобиографические мотивы), в обращении с первоисточником которой итальянец показал, что и он при желании может быть вполне жестким редактором классики. Дзеффирелли довольно радикально режет финал истории Шарлотты Бронте — что не мешает ему раскрыть в кадре талант сразу двух исполнительниц роли Джейн: Анна Пакуин играла Эйр в детстве, а Шарлотта Генсбур — во взрослом возрасте.

«Джейн Эйр» (Jane Eyre), 1997

Кадр: фильм «Джейн Эйр»

Самым амбициозным из поздних фильмов Дзеффирелли стала экранизация «Джейн Эйр» (что, впрочем, не значит, что внимания не заслуживают его более камерные следующие фильмы — «Чай с Муссолини» и «Каллас навсегда», в которых можно найти редкие для режиссера автобиографические мотивы), в обращении с первоисточником которой итальянец показал, что и он при желании может быть вполне жестким редактором классики. Дзеффирелли довольно радикально режет финал истории Шарлотты Бронте — что не мешает ему раскрыть в кадре талант сразу двух исполнительниц роли Джейн: Анна Пакуин играла Эйр в детстве, а Шарлотта Генсбур — во взрослом возрасте.

Говоря о Дзеффирелли, трудно обойтись без темы его сексуальной ориентации — тем более, что и старт его карьере в свое время дал роман с Лукино Висконти. Сам режиссер открыто заявил о своей гомосексуальности только в 1996-м — и не то, чтобы удивил свою постоянную аудиторию: искреннее восхищение мужской красотой и молодостью сквозит почти в каждом фильме мастера, а в тех же «Ромео и Джульетте», кажется, влюбленность режиссера в отношении Леонарда Уайтинга передается и самой камере.

Франко Дзеффирелли в 1978-м

Фото: Kobal / Shutterstock / REX

Говоря о Дзеффирелли, трудно обойтись без темы его сексуальной ориентации — тем более, что и старт его карьере в свое время дал роман с Лукино Висконти. Сам режиссер открыто заявил о своей гомосексуальности только в 1996-м — и не то, чтобы удивил свою постоянную аудиторию: искреннее восхищение мужской красотой и молодостью сквозит почти в каждом фильме мастера, а в тех же «Ромео и Джульетте», кажется, влюбленность режиссера в отношении Леонарда Уайтинга передается и самой камере.

Начиная с конца 1970-х Дзеффирелли стал больше внимания уделять своей первой любви в искусстве — опере. Он успел не только поставить, кажется, почти всю оперную классику на сцене, но и неутомимо переносил ее на теле- и киноэкран, поработав в процессе с такими легендами, как Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье и Мария Каллас.

Франко Дзеффирелли на съемках «Травиаты» в 1982-м

Фото: Everett Collection / East News

Начиная с конца 1970-х Дзеффирелли стал больше внимания уделять своей первой любви в искусстве — опере. Он успел не только поставить, кажется, почти всю оперную классику на сцене, но и неутомимо переносил ее на теле- и киноэкран, поработав в процессе с такими легендами, как Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье и Мария Каллас.

Последние годы жизни Дзеффирелли войдут в историю не только театральными постановками, но и многочисленными скандалами — так, немало пересудов вызвало его членство в сенате от правой партии «Вперед, Италия», а также публичная поддержка консервативных и гомофобских (Дзеффирелли не боялся и не избегал быть противоречивым) инициатив Римской католической церкви.

Франко Дзеффирелли с Фанни Ардан и Джереми Айронсом в 2002 году

Фото: MEDUSA FILM / CATTLEY / GALFIN BABE / FRANCE 2 / ALQUIMIA CINEMA / Album

Последние годы жизни Дзеффирелли войдут в историю не только театральными постановками, но и многочисленными скандалами — так, немало пересудов вызвало его членство в сенате от правой партии «Вперед, Италия», а также публичная поддержка консервативных и гомофобских (Дзеффирелли не боялся и не избегал быть противоречивым) инициатив Римской католической церкви.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше