Культура

«Я прошел суровую школу» Василий Лановой умер от коронавируса. Великий актер был главным красавцем советского кино

15 фото

Народный артист СССР Василий Лановой умер от коронавируса в Москве. Ему было 87 лет. Статная внешность, аристократические черты лица, природные харизма и артистизм сделали его одним из главных красавцев отечественного кино, на протяжении десятилетий пользовавшимся невероятной популярностью у нескольких поколений советских женщин. Был он востребован и профессионально: как на сцене театра имени Вахтангова, которой он отдал больше полувека, так и в кино. Эффектная внешность определила амплуа: Лановому на большом экране доставались в основном роли дворян (включая Курагина и Вронского в канонических экранизациях Толстого), романтиков, директоров, ну и конечно же, офицеров. «Минут десяток поиграл — и вот он полный генерал», — шутил о коллеге, на которого мундир всегда садился как влитой, Валентин Гафт. Сам Лановой, впрочем, всегда подчеркивал, что вышел из простого народа (его родителями были одесские крестьяне) и главным опытом в его жизни стали три детских года в оккупации. «Лента.ру» вспоминает самые важные роли великого актера.

Василий Лановой окончил школу с золотой медалью. В 1953 году он поступил в Театральное училище имени Щукина. Спустя год учебы киногеничного парня приметила режиссер Татьяна Лукашевич: его первой ролью стал одаренный, но избалованный и эгоистичный старшеклассник Валентин Листовский, который подвел друзей и оскорбил учительницу, но был разоблачен и наказан. Так началась «героическая» карьера будущей звезды советского экрана.

Фильм «Аттестат зрелости», 1954, режиссер Татьяна Лукашевич

Кадр: фильм «Аттестат зрелости», 1954

Василий Лановой окончил школу с золотой медалью. В 1953 году он поступил в Театральное училище имени Щукина. Спустя год учебы киногеничного парня приметила режиссер Татьяна Лукашевич: его первой ролью стал одаренный, но избалованный и эгоистичный старшеклассник Валентин Листовский, который подвел друзей и оскорбил учительницу, но был разоблачен и наказан. Так началась «героическая» карьера будущей звезды советского экрана.

На роль хрестоматийного героя революции Корчагина изначально был утвержден Георгий Юматов. Но актер внезапно заболел прямо во время съемок. Режиссеры Алов и Наумов начали срочно искать замену и нашли ее в соседнем павильоне, где снимался фильм «Триста лет тому…» Студент 3-го курса «Щуки» Василий Лановой заменил уже известного к тому времени Юматова, и актеры на долгое время поссорились.

Фильм «Павел Корчагин», 1957, режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов

Кадр: фильм «Павел Корчагин», 1957

На роль хрестоматийного героя революции Корчагина изначально был утвержден Георгий Юматов. Но актер внезапно заболел прямо во время съемок. Режиссеры Алов и Наумов начали срочно искать замену и нашли ее в соседнем павильоне, где снимался фильм «Триста лет тому…» Студент 3-го курса «Щуки» Василий Лановой заменил уже известного к тому времени Юматова, и актеры на долгое время поссорились.

Сказочник Александр Птушко скрупулезно следовал канве одного из самых романтичных произведений детской литературы и выбрал на главные роли прекрасную Анастасию Вертинскую и конфетного красавца Василия Ланового. Внешность актеров в этом фильме играла ключевую роль — зрителю было понятно, что только такие персонажи заслуживают чуда.

Фильм «Алые паруса», 1961, режиссер Александр Птушко

Кадр: фильм «Алые паруса», 1961

Сказочник Александр Птушко скрупулезно следовал канве одного из самых романтичных произведений детской литературы и выбрал на главные роли прекрасную Анастасию Вертинскую и конфетного красавца Василия Ланового. Внешность актеров в этом фильме играла ключевую роль — зрителю было понятно, что только такие персонажи заслуживают чуда.

Последний спектакль Евгения Вахтангова, поставленный им в 1922 году в Третьей студии МХАТА, по праву считался образцом изобретательной режиссуры. Во второй постановке «Принцессы Турандот», восстановленной Рубеном Симоновым в период оттепели, роль принца Калафа исполнял Василий Лановой, а принцессы Турандот — Юлия Борисова. В версии 1963 года задача, некогда воплощенная Вахтанговым — рассказывать историю труппы, — уже не ставилась. У Симонова актеры воссоздавали ироническое отношение к своим героям. Спектакль стал визитной карточкой театра имени Вахтангова.

Василий Лановой в спектакле «Принцесса Турандот» театра им. Евгения Вахтангова

Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Последний спектакль Евгения Вахтангова, поставленный им в 1922 году в Третьей студии МХАТА, по праву считался образцом изобретательной режиссуры. Во второй постановке «Принцессы Турандот», восстановленной Рубеном Симоновым в период оттепели, роль принца Калафа исполнял Василий Лановой, а принцессы Турандот — Юлия Борисова. В версии 1963 года задача, некогда воплощенная Вахтанговым — рассказывать историю труппы, — уже не ставилась. У Симонова актеры воссоздавали ироническое отношение к своим героям. Спектакль стал визитной карточкой театра имени Вахтангова.

В одном из интервью актер признавался: «Из 60 картин эпизод в этой ленте — моя любимая роль! А что — песок, лето, приятно, тигров не было на пляже. Мне там случайно предложили сняться — просто я был в то время в Одессе. Так и осталось это моей единственной комедийной ролью».

Фильм «Полосатый рейс», 1961, режиссер Владимир Фетин

Кадр: фильм «Полосатый рейс», 1961

В одном из интервью актер признавался: «Из 60 картин эпизод в этой ленте — моя любимая роль! А что — песок, лето, приятно, тигров не было на пляже. Мне там случайно предложили сняться — просто я был в то время в Одессе. Так и осталось это моей единственной комедийной ролью».

Василию Семеновичу неизменно шли как положительные, так и отрицательные роли — благодаря природной актерской харизме. Сергей Бондарчук пригласил Ланового на роль Анатоля Курагина, женатого светского франта, который благодаря эффектной внешности влюбляет в себя Наташу Ростову и убеждает ее бежать вместе с ним за границу. Во время боя в Бородинском сражении ему отрывает ногу, и он умирает. Роль ярко выраженного злодея лишь добавила актеру узнаваемости.

Фильм «Война и мир», 1966, режиссер Сергей Бондарчук

Кадр: фильм «Война и мир», 1966

Василию Семеновичу неизменно шли как положительные, так и отрицательные роли — благодаря природной актерской харизме. Сергей Бондарчук пригласил Ланового на роль Анатоля Курагина, женатого светского франта, который благодаря эффектной внешности влюбляет в себя Наташу Ростову и убеждает ее бежать вместе с ним за границу. Во время боя в Бородинском сражении ему отрывает ногу, и он умирает. Роль ярко выраженного злодея лишь добавила актеру узнаваемости.

Александр Зархи пробовал на Вронского Михаила Козакова, но его раскритиковал худсовет, мол, мелковат, суетлив, просто красивый соблазнитель. Утвердили на роль Олега Стриженова, даже подписали с ним договор на полтора месяца. Но на съемках режиссер продолжал нервничать — в Стриженове ему чего-то недоставало. Тогда он обратился к Лановому, ранее отказавшемуся сниматься, потому что ему показалось, что в сценарии сохранена лишь одна линия — Анны. Режиссер уговорил Ланового, и тот наконец согласился — прежде всего из уважения к великому роману и его автору.

Фильм «Анна Каренина», 1967, режиссер Александр Зархи

Кадр: фильм «Анна Каренина», 1967

Александр Зархи пробовал на Вронского Михаила Козакова, но его раскритиковал худсовет, мол, мелковат, суетлив, просто красивый соблазнитель. Утвердили на роль Олега Стриженова, даже подписали с ним договор на полтора месяца. Но на съемках режиссер продолжал нервничать — в Стриженове ему чего-то недоставало. Тогда он обратился к Лановому, ранее отказавшемуся сниматься, потому что ему показалось, что в сценарии сохранена лишь одна линия — Анны. Режиссер уговорил Ланового, и тот наконец согласился — прежде всего из уважения к великому роману и его автору.

Убийство Яковом Блюмкиным германского посла Мирбаха и начало мятежа левых эсеров, до этого входивших в советское правительство, против большевиков, арест эсерами Дзержинского и жесточайший разгром мятежников — в суровой, документальной манере снятого фильма Юлия Карасика по пьесе Михаила Шатрова. Василий Лановой сыграл Дзержинского столь убедительно, что в будущем исполнит роль отца ЧК еще дважды, оба раза с перерывом в 20 лет — в фильмах «Бой на перекрестке» и «Золотая глава на плахе».

Фильм «Шестое июля», 1968, режиссер Юлий Карасик

Кадр: фильм «Шестое июля», 1968

Убийство Яковом Блюмкиным германского посла Мирбаха и начало мятежа левых эсеров, до этого входивших в советское правительство, против большевиков, арест эсерами Дзержинского и жесточайший разгром мятежников — в суровой, документальной манере снятого фильма Юлия Карасика по пьесе Михаила Шатрова. Василий Лановой сыграл Дзержинского столь убедительно, что в будущем исполнит роль отца ЧК еще дважды, оба раза с перерывом в 20 лет — в фильмах «Бой на перекрестке» и «Золотая глава на плахе».

В этом фильме Лановой работал без дублера, который понадобился, лишь когда снимали знаменитую сцену с букетом и прыжком Вараввы на поезд, а по крышам вагонов уже бегал сам актер. «Откуда силы берутся? Я почти 4 года был в оккупации у немцев мальчишкой, с 7 до 11 лет. Так что я тоже прошел суровую школу...» — рассказывал Василий Семенович.

Фильм «Офицеры», 1971, режиссер Владимир Роговой

Кадр: фильм «Офицеры», 1971

В этом фильме Лановой работал без дублера, который понадобился, лишь когда снимали знаменитую сцену с букетом и прыжком Вараввы на поезд, а по крышам вагонов уже бегал сам актер. «Откуда силы берутся? Я почти 4 года был в оккупации у немцев мальчишкой, с 7 до 11 лет. Так что я тоже прошел суровую школу...» — рассказывал Василий Семенович.

Не обошелся без Ланового и, пожалуй, самый звездный и самый народный из советских сериалов 1970-х — в «Семнадцати мгновениях весны» актер сыграл генерала войск СС Вольфа. «Я люблю эту роль. Я вообще люблю играть разных людей, разных "человеков". Один из моих не похожих ни на что образов был создан как раз в картине Тани Лиозновой», — вспоминал Лановой.

Многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны», 1973, режиссер Татьяна Лиознова

Фото: РИА Новости

Не обошелся без Ланового и, пожалуй, самый звездный и самый народный из советских сериалов 1970-х — в «Семнадцати мгновениях весны» актер сыграл генерала войск СС Вольфа. «Я люблю эту роль. Я вообще люблю играть разных людей, разных "человеков". Один из моих не похожих ни на что образов был создан как раз в картине Тани Лиозновой», — вспоминал Лановой.

«Юнга Северного флота» режиссера Владимира Рогового, где Лановой играл отца главного героя — Володи Черемина, был снят по воспоминаниям бывших матросов — писателей Валентина Пикуля и Виталия Гузанова.

Фильм «Юнга Северного флота», 1974, режиссер Владимир Роговой

Кадр: фильм «Юнга Северного флота», 1974

«Юнга Северного флота» режиссера Владимира Рогового, где Лановой играл отца главного героя — Володи Черемина, был снят по воспоминаниям бывших матросов — писателей Валентина Пикуля и Виталия Гузанова.

На киностудии имени Довженко украинский режиссер Евгений Хринюк снял звездную мелодраму о том, как вдова известного ученого, полностью отрешившись от внешнего мира, в виде исключения решается на беседу с писателем, осознав, что «история любви продолжается, пока из двух любящих людей жив хотя бы один». В фильме снимались Алиса Фрейндлих, Иннокентий Смоктуновский и Василий Лановой.

Фильм «Анна и Командор», 1974, режиссер Евгений Хринюк

Кадр: «Анна и Командор», 1974

На киностудии имени Довженко украинский режиссер Евгений Хринюк снял звездную мелодраму о том, как вдова известного ученого, полностью отрешившись от внешнего мира, в виде исключения решается на беседу с писателем, осознав, что «история любви продолжается, пока из двух любящих людей жив хотя бы один». В фильме снимались Алиса Фрейндлих, Иннокентий Смоктуновский и Василий Лановой.

Хотя действие одноименной повести Юлиана Семенова происходит намного раньше — в 1962 году, авторы кинокартины Борис Григорьев (режиссер) и сам Юлиан Семенов (сценарист) решили максимально осовременить образ бравых сотрудников МУРа, воплотив на экране поистине героических персонажей эпохи позднего застоя. Трио следователей напоминало мушкетеров, среди которых майор Владислав Костенко в исполнении Василия Ланового казался образцовым Атосом в милицейских погонах. В том же году вышел сиквел детектива — «Огарева, 6», в котором герои ведут дело уже в Ленинграде.

Фильм «Петровка 38», 1980, режиссер Борис Григорьев

Кадр: «Петровка 38», 1980

Хотя действие одноименной повести Юлиана Семенова происходит намного раньше — в 1962 году, авторы кинокартины Борис Григорьев (режиссер) и сам Юлиан Семенов (сценарист) решили максимально осовременить образ бравых сотрудников МУРа, воплотив на экране поистине героических персонажей эпохи позднего застоя. Трио следователей напоминало мушкетеров, среди которых майор Владислав Костенко в исполнении Василия Ланового казался образцовым Атосом в милицейских погонах. В том же году вышел сиквел детектива — «Огарева, 6», в котором герои ведут дело уже в Ленинграде.

Вариации на тему любви — так обозначили жанр этого спектакля его создатели Сергей Голомазов и Сергей Яшин. Публика более 20 лет с напряжением следила за психологической перепалкой героев Василия Ланового и Евгения Князева. Причиной встречи персонажей по сюжету служил выход основанной на любовной переписке книги, которая мгновенно стала бестселлером и спровоцировала конфликт двоих мужчин.

Евгений Князев и Василий Лановой в спектакле «Посвящение Еве» театра имени Евгения Вахтангова

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Вариации на тему любви — так обозначили жанр этого спектакля его создатели Сергей Голомазов и Сергей Яшин. Публика более 20 лет с напряжением следила за психологической перепалкой героев Василия Ланового и Евгения Князева. Причиной встречи персонажей по сюжету служил выход основанной на любовной переписке книги, которая мгновенно стала бестселлером и спровоцировала конфликт двоих мужчин.

Василий Лановой был известен также как блестящий чтец и рассказчик. Его голос возвращает нас в безмятежное детство и чарующую юность, а его актерский талант убеждает, что классика вечна. Репертуар артиста был насыщен стихами Пушкина, Гумилева, Маяковского, он часто рассказывал о совместной работе с Юрием Яковлевым, Михаилом Ульяновым, Николаем Гриценко и другими легендами советского кино и театра.

Василий Лановой на съемках телепередачи «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова» в Александринском театре

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Василий Лановой был известен также как блестящий чтец и рассказчик. Его голос возвращает нас в безмятежное детство и чарующую юность, а его актерский талант убеждает, что классика вечна. Репертуар артиста был насыщен стихами Пушкина, Гумилева, Маяковского, он часто рассказывал о совместной работе с Юрием Яковлевым, Михаилом Ульяновым, Николаем Гриценко и другими легендами советского кино и театра.