Народный артист СССР Василий Лановой умер от коронавируса в Москве. Ему было 87 лет. Статная внешность, аристократические черты лица, природные харизма и артистизм сделали его одним из главных красавцев отечественного кино, на протяжении десятилетий пользовавшимся невероятной популярностью у нескольких поколений советских женщин. Был он востребован и профессионально: как на сцене театра имени Вахтангова, которой он отдал больше полувека, так и в кино. Эффектная внешность определила амплуа: Лановому на большом экране доставались в основном роли дворян (включая Курагина и Вронского в канонических экранизациях Толстого), романтиков, директоров, ну и конечно же, офицеров. «Минут десяток поиграл — и вот он полный генерал», — шутил о коллеге, на которого мундир всегда садился как влитой, Валентин Гафт. Сам Лановой, впрочем, всегда подчеркивал, что вышел из простого народа (его родителями были одесские крестьяне) и главным опытом в его жизни стали три детских года в оккупации. «Лента.ру» вспоминает самые важные роли великого актера.
Кадр: фильм «Аттестат зрелости», 1954
Василий Лановой окончил школу с золотой медалью. В 1953 году он поступил в Театральное училище имени Щукина. Спустя год учебы киногеничного парня приметила режиссер Татьяна Лукашевич: его первой ролью стал одаренный, но избалованный и эгоистичный старшеклассник Валентин Листовский, который подвел друзей и оскорбил учительницу, но был разоблачен и наказан. Так началась «героическая» карьера будущей звезды советского экрана.
Кадр: фильм «Павел Корчагин», 1957
На роль хрестоматийного героя революции Корчагина изначально был утвержден Георгий Юматов. Но актер внезапно заболел прямо во время съемок. Режиссеры Алов и Наумов начали срочно искать замену и нашли ее в соседнем павильоне, где снимался фильм «Триста лет тому…» Студент 3-го курса «Щуки» Василий Лановой заменил уже известного к тому времени Юматова, и актеры на долгое время поссорились.
Кадр: фильм «Алые паруса», 1961
Сказочник Александр Птушко скрупулезно следовал канве одного из самых романтичных произведений детской литературы и выбрал на главные роли прекрасную Анастасию Вертинскую и конфетного красавца Василия Ланового. Внешность актеров в этом фильме играла ключевую роль — зрителю было понятно, что только такие персонажи заслуживают чуда.
Фото: Александр Макаров / РИА Новости
Последний спектакль Евгения Вахтангова, поставленный им в 1922 году в Третьей студии МХАТА, по праву считался образцом изобретательной режиссуры. Во второй постановке «Принцессы Турандот», восстановленной Рубеном Симоновым в период оттепели, роль принца Калафа исполнял Василий Лановой, а принцессы Турандот — Юлия Борисова. В версии 1963 года задача, некогда воплощенная Вахтанговым — рассказывать историю труппы, — уже не ставилась. У Симонова актеры воссоздавали ироническое отношение к своим героям. Спектакль стал визитной карточкой театра имени Вахтангова.
Кадр: фильм «Полосатый рейс», 1961
В одном из интервью актер признавался: «Из 60 картин эпизод в этой ленте — моя любимая роль! А что — песок, лето, приятно, тигров не было на пляже. Мне там случайно предложили сняться — просто я был в то время в Одессе. Так и осталось это моей единственной комедийной ролью».
Кадр: фильм «Война и мир», 1966
Василию Семеновичу неизменно шли как положительные, так и отрицательные роли — благодаря природной актерской харизме. Сергей Бондарчук пригласил Ланового на роль Анатоля Курагина, женатого светского франта, который благодаря эффектной внешности влюбляет в себя Наташу Ростову и убеждает ее бежать вместе с ним за границу. Во время боя в Бородинском сражении ему отрывает ногу, и он умирает. Роль ярко выраженного злодея лишь добавила актеру узнаваемости.
Кадр: фильм «Анна Каренина», 1967
Александр Зархи пробовал на Вронского Михаила Козакова, но его раскритиковал худсовет, мол, мелковат, суетлив, просто красивый соблазнитель. Утвердили на роль Олега Стриженова, даже подписали с ним договор на полтора месяца. Но на съемках режиссер продолжал нервничать — в Стриженове ему чего-то недоставало. Тогда он обратился к Лановому, ранее отказавшемуся сниматься, потому что ему показалось, что в сценарии сохранена лишь одна линия — Анны. Режиссер уговорил Ланового, и тот наконец согласился — прежде всего из уважения к великому роману и его автору.
Кадр: фильм «Шестое июля», 1968
Убийство Яковом Блюмкиным германского посла Мирбаха и начало мятежа левых эсеров, до этого входивших в советское правительство, против большевиков, арест эсерами Дзержинского и жесточайший разгром мятежников — в суровой, документальной манере снятого фильма Юлия Карасика по пьесе Михаила Шатрова. Василий Лановой сыграл Дзержинского столь убедительно, что в будущем исполнит роль отца ЧК еще дважды, оба раза с перерывом в 20 лет — в фильмах «Бой на перекрестке» и «Золотая глава на плахе».
Кадр: фильм «Офицеры», 1971
В этом фильме Лановой работал без дублера, который понадобился, лишь когда снимали знаменитую сцену с букетом и прыжком Вараввы на поезд, а по крышам вагонов уже бегал сам актер. «Откуда силы берутся? Я почти 4 года был в оккупации у немцев мальчишкой, с 7 до 11 лет. Так что я тоже прошел суровую школу...» — рассказывал Василий Семенович.
Фото: РИА Новости
Не обошелся без Ланового и, пожалуй, самый звездный и самый народный из советских сериалов 1970-х — в «Семнадцати мгновениях весны» актер сыграл генерала войск СС Вольфа. «Я люблю эту роль. Я вообще люблю играть разных людей, разных "человеков". Один из моих не похожих ни на что образов был создан как раз в картине Тани Лиозновой», — вспоминал Лановой.
Кадр: фильм «Юнга Северного флота», 1974
«Юнга Северного флота» режиссера Владимира Рогового, где Лановой играл отца главного героя — Володи Черемина, был снят по воспоминаниям бывших матросов — писателей Валентина Пикуля и Виталия Гузанова.
Кадр: «Анна и Командор», 1974
На киностудии имени Довженко украинский режиссер Евгений Хринюк снял звездную мелодраму о том, как вдова известного ученого, полностью отрешившись от внешнего мира, в виде исключения решается на беседу с писателем, осознав, что «история любви продолжается, пока из двух любящих людей жив хотя бы один». В фильме снимались Алиса Фрейндлих, Иннокентий Смоктуновский и Василий Лановой.
Кадр: «Петровка 38», 1980
Хотя действие одноименной повести Юлиана Семенова происходит намного раньше — в 1962 году, авторы кинокартины Борис Григорьев (режиссер) и сам Юлиан Семенов (сценарист) решили максимально осовременить образ бравых сотрудников МУРа, воплотив на экране поистине героических персонажей эпохи позднего застоя. Трио следователей напоминало мушкетеров, среди которых майор Владислав Костенко в исполнении Василия Ланового казался образцовым Атосом в милицейских погонах. В том же году вышел сиквел детектива — «Огарева, 6», в котором герои ведут дело уже в Ленинграде.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Вариации на тему любви — так обозначили жанр этого спектакля его создатели Сергей Голомазов и Сергей Яшин. Публика более 20 лет с напряжением следила за психологической перепалкой героев Василия Ланового и Евгения Князева. Причиной встречи персонажей по сюжету служил выход основанной на любовной переписке книги, которая мгновенно стала бестселлером и спровоцировала конфликт двоих мужчин.
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Василий Лановой был известен также как блестящий чтец и рассказчик. Его голос возвращает нас в безмятежное детство и чарующую юность, а его актерский талант убеждает, что классика вечна. Репертуар артиста был насыщен стихами Пушкина, Гумилева, Маяковского, он часто рассказывал о совместной работе с Юрием Яковлевым, Михаилом Ульяновым, Николаем Гриценко и другими легендами советского кино и театра.