Стратегия пространственного развития России и приоритетные национальные проекты предусматривают масштабные инвестиции в модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры. В период до 2024 года на эти цели будет выделено до 10 триллионов рублей как за счет бюджетных средств, так и по линии государственно-частного партнерства. Это должно снять транспортные барьеры, которые до недавнего времени блокировали развитие многих несырьевых отраслей. Кроме того, развитие инфраструктуры должно заметно изменить роль России в торговых потоках между Китаем и Европой.
Процесс этой трансформации обсуждался на сессии «Транспортный каркас страны. Какие мегапроекты нужны России?» Красноярского экономического форума.
Директор департамента программ развития Минтранса РФ Сергей Егоршев подчеркнул, что транспортная стратегия является ключевым элементом стратегии пространственного развития, необходимым для устойчивого развития систем расселения на территории страны и снятия ограничений в социально-экономическом развитии. Долгосрочной парадигмой территориального развития должно служить совершенствование всей опорной транспортной сети России с учетом релевантного опыта развития Трансевропейской транспортной сети.
Заместитель генерального директора РЖД Виктор Зимин сообщил участникам сессии, что в настоящее время правительством РФ одобрена инвестиционная программа РЖД до 2025 года. «В увеличение мощностей железнодорожной инфраструктуры до 2025 года планируется вложить 2,4 триллиона рублей, в том числе за счет собственных средств РЖД — 1,7 триллиона рублей, или 71 процент от общего объема», — сказал Зимин. Он подчеркнул, что развитие инфраструктуры должно идти «на шаг вперед» по сравнению с потребностями промышленности. Приоритетными для РЖД являются проекты модернизации БАМа и Транссиба (Восточный полигон), формирующие транспортный каркас экономики.
Международный аэропорт Красноярска недавно открыл новый терминал с новым деловым центром MICE. Руководитель направления развития непрофильных активов «Эра Групп» Антон Грузин рассказал о вызовах, связанных с поиском баланса между планами по развитию инфраструктуры и интересами бизнеса, на примере планов развития аэропорта и его потенциальной логистической связкой с железнодорожным транспортом.
Первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Алексей Стручков привел в качестве примера инфраструктурных вызовов проекта строительства моста через Лену. Три месяца в году Якутия фактически оказывается разделена рекой на две территории. Строительство моста позволит, по словам Алексея Стручкова, сократить издержки на 42 миллиарда рублей в год, то есть 4,2 процента от регионального ВВП или около 1 процент от ВВП всего Дальнего Востока.
Согласно исследованиям консалтинговой компании McKinsey, в транспортную инфраструктуру необходимо ежегодно вкладывать не менее 3 процента ВВП, в российских условиях это больше четырех триллионов рублей, отметил заместитель председателя правления Московского кредитного банка Александр Казначеев. При этом в текущих планах развития речь идёт пока об инвестициях на уровне 3,2 триллиона по линии ГЧП.
В дискуссии также приняли участие руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко, советник первого заместителя генерального директора РЖД, генеральный директор холдинга 1st MediaInvest Федор Щербаков, генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал», председатель комитета по инвестициям РГУД Феликс Блинов. Деловая программа форума стала интересной и насыщенной благодаря партнерству компании «Россети».
Красноярский экономический форум проходит 28-30 марта в МВДЦ «Сибирь» (Красноярск) в обновленном формате Российского саммита конкурентоспособности. В KEF'2019 принимают участие более 6000 человек и 300 спикеров. За три дня в рамках форума состоится порядка 100 деловых мероприятий. Организаторы — Правительство РФ и Правительство Красноярского края. Оператор форума и программная дирекция — УК «Спутник». Председатель Оргкомитета — заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак.