Казмортрансфлот открыл контейнерные перевозки на Каспии

Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» стала оператором фидерных перевозок между Казахстаном и Азербайджаном в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута. Торжественное мероприятие по случаю погрузки первого казахстанского фидерного судна «Туркестан» состоялось в морском порту Актау.

Как отметил на торжественном открытии председатель Правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Республики Казахстан Ахметжан Есимов, для расширения экспортной географии и увеличения транзитного потенциала РК особое внимание уделяется развитию трансказахстанских транспортных маршрутов. Одним из таковых является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Поскольку ожидается рост транзита из Китая в направлении ТМТМ на 30 процентов, необходимо выработать единую транспортно-логистическую цепь по этому маршруту.

В связи с этим 16 апреля между национальными компаниями, входящими в группу Фонда «Самрук Казына» — нефтегазовой компанией «КазМунайГаз» и железнодорожной администрацией «Казахстан Темир Жолы» — подписано Генеральное соглашение. Оно направлено на реализацию транзитно-транспортного и экспортного потенциала Казахстана за счет максимальной загрузки портов Актау, Курык, Батуми, компаний KTZ Express и «Казмортрансфлот».

Председатель Правления АО НК «Казмунайгаз», Алик Айдарбаев: «Казмортрансфлот» на протяжении 20 лет перевозит грузы, в основном нефть. В его составе 30 судов и около 300 высококвалифицированных сотрудников, которые успешно справляются с поставленными задачами. До сегодняшнего дня мы не занимались перевозкой других грузов, но в соответствии с поручением Ахметжана Есимова, работаем над тем, чтобы оптимизировать нашу работу. Подписан договор аренды у АО «НК "Казахстан темир жолы"» четырех сухогрузов, и отныне «Казмортрансфлот» также будет заниматься перевозкой не только нефти, но сухих грузов и контейнеров».

Председатель Правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Сауат Мынбаев подчеркнул значимость данного события: «Это очень важный проект. Грузы, которые формируются в Китае, проходят через этот маршрут с сегодняшнего дня за 16–18 суток. Представьте себе! И объем грузопотоков в мире будет только расти. Не секрет, что мировая экономика идет все больше по пути контейнеризации. Только за первый квартал этого года мы увеличили контейнерный транзит через Казахстан на 54 процента, и эта тенденция будет продолжаться. Фидерное судно будет ходить по расписанию, независимо от наличия груза. У нас должна быть единая морская компания. С этой целью мы объединили НМСК «Казмортрансфлот» и ТОО «KTZ Express Shipping».

Ранее Казмортрансфлот специализировался на транспортировке нефти и специальных модулей для строительства завода в рамках Проекта Будущего Расширения Тенгизшевройл, а также оказывал услуги для морских нефтяных проектов. Перевозка контейнерных грузов – новое направление для национального торгового флота Казахстана. Однако построенные ранее суда по государственной программе инфраструктурного развития «Нурлы жол» позволяют осуществлять перевозки подобного рода.

Генеральный директор ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Марат Орманов: «Мы давно задумывались о диверсификации своих услуг. За контейнерными перевозками – будущее, поэтому свои новые суда, приобретенные по программе «Нұрлы жол», проектировали с учетом возможности транспортировать разные грузы. И сегодня благодаря синергии между АО «КазМунайГаз» и АО «НК «Қазақстан темір жолы» запускается новый транспортный коридор на мировой арене, быть оператором которого нам особенно приятно. Мы открыты новым клиентам и приглашаем всех к сотрудничеству. Хочу отметить, что отправка судна из Актау осуществляется еженедельно по средам, из Баку — по субботам. Для привлечения обратного грузопотока из Турции, Грузии и Азербайджана в направлении Китая установлен понижающий коэффициент тарифа».

Регулярное контейнерное сообщение поспособствует развитию портовой и транспортной инфраструктуры, что скажется на росте транзитного потенциала Казахстана. Как следствие, казахстанские транспортные компании получат возможность интегрировать в международные мультимодальные коридоры. Ранее такой линии по регулярным контейнерным перевозкам в Каспийском море не было. Теперь же фидерные перевозки между Актау и Баку компания Казмортрансфлот будет осуществлять еженедельно вне зависимости от наличия груза, что позволит наладить сообщение и увеличить грузопоток. Как отмечалось, главная особенность нового маршрута в том, что контейнеры будут доставляться из Китая в Европу не за 30 суток, а в два раза быстрее, что особенно актуально для скоропортящихся грузов. Ожидается, что линия будет популярна и среди казахстанских производителей. К слову, Казмортрансфлот располагает современным торговым флотом, обладает необходимой компетенцией, имеет опытный, квалифицированный персонал.

Ланга Черешкайте
Рашида Мухаметкалиева