Беспокойный премьер Заявления премьер-министра правительства Чечни Михаила Бабича спровоцировали кризис в руководстве республики

Трудовая биография

У нынешнего премьер-министра Чеченской республики Михаила Бабича сложная репутация. 33-х летний чиновник, уже успевший сменить несколько высоких должностей, ни с одной из них не уходил без скандала. Сначала бывший выпускник Рязанского высшего военного училища связи и бывший капитан Вооруженных сил РФ, а затем выпускник юридического факультета Московского института экономики менеджмента и права устроился работать вице-президентом компании "Росмясмолторг". Это произошло в 1999 году. В этой должности Бабич проходил недолго - уже в феврале 2000 года он пошел на повышение - стал вице-губернатором Московской области. За ним был закреплен финансово-экономический блок вопросов.

Вскоре выяснилось, что из "Росмясмолторга" Бабич ушел вовремя. В конце мая 2000 года следственный комитет МВД России возбудил уголовное дело по факту махинаций в этой организации. По версии следователей, руководство "Росмясмолторга", занимавшееся продажей американской гуманитарной помощи, присвоило часть средств, предназначавшихся для перечисления в Пенсионный фонд. Бабич, к тому времени уже работавший в правительстве Московской области, отрицал все обвинения в свой адрес. В конце концов дело против него было закрыто в связи с отсутствием доказательств.

Но и под руководством Бориса Громова Бабич проработал недолго. Через полгода, в августе 2000 года, глава Московской области уволил своего заместителя, причем, по сути, не предъявляя ему никаких претензий - по сообщениям СМИ, областное руководство в целом было довольно его работой. Бабич успешно оспорил увольнение в суде, но в подмосковное правительство уже не вернулся, закрепившись в марте 2001 года в администрации Ивановской области. Здесь он опять стал заместителем губернатора и даже главой регионального представительства в Москве. Теперь в его ведении оказались "стратегические вопросы", правоохранительный блок, сфера алкоголя и лесопродукция.

Но и тут начались скандалы. В декабре 2001 года компания "ОСТ-Алко" при поддержке Бабича приобрела за 3 миллиона долларов 51-процентный пакет акций ОАО "Спирткомбинат "Петровский". Областное УВД сразу начало проверку законности этой продажи и весной 2002 года передало материалы в прокуратуру области. Областная прокуратура не нашла оснований для возбуждения уголовного дела, но затем данной историей заинтересовалась Генпрокуратура России. Следствие, кстати, до сих пор не завершено.

Зачем именно такой человек понадобился Путину на посту второго человека в руководстве Чеченской республики, сказать трудно. Однако именно Бабич сменил бывшего чеченского премьера Станислава Ильясова, который в ноябре 2002 года был повыше в должности и стал министром Российской Федерации по делам Чечни. Разговоров тогда на этот счет было много - высказывались даже шутливые предположения, что Чечня становится для федеральной власти чем-то вроде современной Сибири, куда можно сослать проштрафившегося чиновника в качестве наказания за грехи и грешки на предыдущих постах.

Однако теперь, похоже, ситуация проясняется. Судя по обмену резкими заявлениями, развернувшимися в руководстве Чечни, Бабича откомандировали в мятежную республику со вполне определенной целью: служить рычагом давления на главу чеченской администрации Ахмада Кадырова.

Кадры решают все

Все началось с распоряжения Кадырова об освобождении министра финансов Чечни Сергея Абрамова от занимаемой должности и назначения на эту должность абрамовского заместителя Эли Исаева. Этот документ Кадыров подписал в понедельник, 13 января, находясь в Москве. Вскоре уведомление о кадровых перестановках по факсу было отправлено в Грозный, где и стало поводом для резкого выступления Бабича.

Появившись перед телекамерами вечером того же дня, Бабич, комментируя распоряжение Кадырова, заявил буквально следующее: "Документ выпущен в нарушение указа президента номер 1071, в нарушение распоряжения полномочного представителя [президента РФ - Lenta.Ru] по Южному федеральному округу Казанцева Виктора Германовича и по сути дела является демаршем в отношении системы кадровых назначений Чеченской республики".

Главным образом, Бабич имел в виду, что назначение нового министра предварительно не согласовали с ним. По его словам, именно это противоречит указу президента "Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской республике". Данный указ предусматривает, чтобы премьер Чечни сам представлял кандидатуры глав министерств и ведомств правительства на рассмотрение главы республики.

Кроме того, отметил Бабич, у него лично никаких претензий к работе Сергея Абрамова никогда не было. К тому же распоряжение Кадрова вышло в тот момент, когда Абрамов находился в отпуске по болезни, что противоречит трудовому законодательству России. И вообще, отметил премьер, "этого не следовало делать, по крайней мере, до окончания работы в республике Счетной палаты и подписания акта о проверке расходования финансовых ресурсов". Наконец, у Бабича нашелся еще один, дополнительный, довод в пользу Абрамова: "Нельзя сейчас производить смену руководства министерства и потому, что в результате недавнего теракта в Доме правительства погибли 11 его работников, в основном руководители".

Подобной критики со стороны своего премьера Кадыров, разумеется, стерпеть не мог. На следующий день он назвал выступление Бабича "провокацией", обвинил премьера в разжигании внутриправительственного кризиса и даже пригрозил: "Когда я вернусь в Чечню, это станет предметом отдельного разговора".

Вслед за тем с критикой в адрес Бабича выступил руководитель пресс-центра постоянного представительства Чеченской республики в Москве Эди Исаев. "Михаил Бабич, видимо, не знал о том, что право снимать, переводить, освобождать, подбирать министров дано соответствующими законодательными актами Ахмаду Кадырову, и он имеет право любого освободить, снять, или, скажем, приостановить его деятельность. Все вопросы, связанные с подбором кадров, решает глава администрации Кадыров", - заявил его пресс-секретарь.

К тому же, подчеркнул Исаев, Бабич напрасно волнуется за судьбу Абрамова - бывший министр финансов вовсе не снят, а отправлен на повышение, в распоряжение руководства Счетной палаты России. К тому же он, мол, и сам давно просился из Чечни. "Это обычный рабочий процесс в республике, внутренний рабочий процесс, и не надо было выходить в эфир с такими заявлениями, - подчеркнул Исаев, комментируя выступление премьер-министра. - Все это должны были решать в рабочем порядке, но не на экранах и в СМИ, и журналистам не надо спешить делать какие-то сенсации. Никаких противостояний нет, обычный рабочий момент в деятельности административного органа".

Однако все оказалось не так просто. С одной стороны, Сергей Абрамов подтвердил точку зрения Кадырова, заявив в прямом эфире телекомпании "Первого канала", что, действительно, сам просился в отставку: "Мое желание уйти с поста министра финансов Чеченской республики было сфорировано давно - еще в мае 2002 года я обращался к руководителю правительства Ильясову Станиславу Валентиновичу с просьбой о моем увольнении с занимаемой должности и переходе на другую работу. По его личной просьбе я остался на этой должности до конца текущего года, и по прошествии этого времени я подал заявление о переходе на другую работу. Глава администрации Чеченской республики мое заявление удовлетворил."

Однако с другой стороны, делу был дан официальный ход. В тот же день, во вторник, в прямом эфире телекомпании "РТР" выступил исполняющий обязанности прокурора Чеченской республики Виктор Кравченко, сказавший по поводу сложившейся ситуации следующее: "...четко определен президентом России механизм. Он заключается в том, что по предожению председателя правительства рассматривается та или иная кандидатура. Ну, в этом случае порядок этот был не соблюден, и главе администрации Чеченской республики внесли протест о том, что не был соблюден порядок, утвержденный указом президента. Я полагаю, что этот протест будет рассмотрен и будет принято официальное решение."

Кто кого?

Попытки еще одного влиятельного чеченца - спецпредставителя президента РФ по обеспечению прав и свобод человека в Чечне Абдул-Хакима Султыгова - спустить все на тормозах и представить правительственный кризис в Чечне как рядовую ситуацию, на которую не следует обращать внимание, выглядят, по меньшей мере, наивными. Уже всем ясно, что выступление Бабича не было спонтанной реакцией на причиненную ему несправедливость: как пишет газета "Коммерсант", разразившийся скандал будет иметь самые серьезные последствия для его участников. Можно предположить, что Бабич успел продумать свою позицию.

Вопрос теперь, собственно, лишь в том, рассчтивает ли он исключительно на свои силы (что мало вероятно) или действует по заказу из Кремля (что куда вероятнее). В самом деле, ситуация кажется для Москвы весьма выгодной - если прокуратура поддержит Бабича и Абрамов вернется на свое место в правительстве Чечни, Кадыров получит очередной наглядный урок, кто в республике настоящий хозяин. В преддверии выборов, в ходе которых нынешний глава администрации рассчитывает стать президентом, это отнюдь не лишний рычаг давления на промосковских чеченцев.

Утверждать, что Кремль в данной ситуации ведет против Кадырова спланированную игру, позволяет, прежде всего, фигура, руками которой это делается. Бабич сам по себе - слишком малозаметный политический игрок, чтобы всерьез ввязываться в чеченский узел, распутать который не удавалось таким тяжеловесам, как Беслан Гантамиров или Казанцев. Очевидно, что он для Чечни - человек чужой и таким, скорее всего, останется. Видимо, Путину он нужен был именно в качестве фактора давления на чеченскую власть. А это означает, что Кремль определился с выбором будущего чеченского президента. Скорее всего, Кадырову им не быть.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше