Новости партнеров

Грядут перемены

В течение ближайших трех лет московским автомобилистам придется заново учиться ездить по центру столицы

Так сложилось

И все-таки, несмотря ни на что, мэр Москвы Юрий Лужков войдет в историю города, как грандиозный дорожный строитель. Даже самые закоренелые критики нынешнего градоначальника не могут не согласиться с тем, что дорожный вопрос он, ну, не решил, конечно, но продвинул значительно. Дело в том, что Лужков оказался в нужном месте в нужное время. Должность градоначальника Москвы в конце прошлого века исторически была закреплена за дорожным реформатором. У Лужкова просто не было выхода, иначе сегодня мэр попросту не смог бы доехать на машине до мэрии.

Для человека, выпавшего из московской жизни лет эдак на пятнадцать, изменения, которые произошли со столицей за эти годы, сродни тем, которые произошли за все советское время. За 70 лет советская власть прорубила через город широкие проспекты (уничтожив при этом огромное количество старинных построек), расширила улицы, даже передвинула несколько домов. В конце ХХ века Москву начали менять с не меньшим размахом. И не только путем застройки пустырей новыми домами. В городе появились целых два новых транспортных кольца (МКАД тоже следует считать новой магистралью - те, кто помнит старую, знают, почему). Эти многополосные дороги должны были разгрузить центр столицы от стремительно растущих пробок. Однако не вышло. Рост количества автомобилей превысил темпы строительства новых автодорог. Свежепостроенное Третье транспортное кольцо мгновенно было забито машинами под завязку. Оно было обречено изначально - дорожные строители опоздали лет этак на восемь-десять, да и планом были предусмотрены сужения, в которых не могут не возникать заторы.

Однако не стоит расстраиваться. Третье транспортное кольцо было настолько грандиозным проектом, что в сознании московских автомобилистов отложилось: если уж это не сработало, то город уже ничем не спасти. Но на самом деле это не так. Процесс изменения облика Москвы (его дорожно-транспортной составляющей) не закончился - он в самом разгаре.

По словам главы Центра организации дорожного движения Москвы Леонида Липсица, который дал интервью "Российской газете", в настоящее время городские дорожные резервы использованы на 100 процентов. Теперь главной задачей мэрии является разгрузить центр Москвы хотя бы на 15 процентов. Как это сделать? Для того чтобы машины не стояли в пробках, надо увеличить пропускную способность улиц. Этот показатель зависит от многих факторов, не только от ширины проезжей части. Он формируется за счет наличия преград на пути автомобилей - перекрестков, пешеходных переходов, сужений; качества дорожного полотна; установленного ограничения скорости. Если в городе невозможно проложить новые улицы или сократить число автомобилей, то остается одно - изменить схему дорожного движения.

Московский перекресток

Москва строилась в те времена, когда о подобных проблемах и слыхом не слыхивали. Радиальная планировка города - одна из самых неудобных для организации движения машин. Получается, что чем ближе к центру, тем больше автомобилей приходится на единицу площади. При этом пропускная способность центральных дорог, наоборот, уменьшается - чем древнее улица, тем она уже, извилистее и менее пригодна для проезда. Каждый город, в котором одни улицы расположены концентрическими кругами, а другие расходятся от центра по радиусам, страдает точно так же, как Москва. В Санкт-Петербурге, как известно, таких пробок нет - город разбит улицами на квадраты, что существенно повышает их пропускную способность.

С другой стороны, как известно, "круговой перекресток" является более удобным и обладает большей пропускной способностью, чем обычный. Поэтому-то мэрия и придумала несколько лет назад план "закрутки" Садового кольца в одну сторону. Если рассматривать Москву как такой перекресток, то план может сработать. 12 километров Садового кольца - не крюк для автомобиля. Гораздо дольше будешь стоять в пробке. Однако на таком кольце не должно быть ни одного светофора - иначе заторов не избежать.

Окончательно с Садовым кольцом правительство столицы еще не определилось, поскольку есть некоторые сомнения, да и план, собственно, пока не начали проектировать. Эту работу отложили до полного окончания строительства Третьего кольца.

Но закрутить Садовое не проблема. С нынешними строительными технологиями это можно сделать довольно быстро. Однако это не решит другую беду - пробки внутри самого гигантского "кругового перекрестка", которые сильно снизят эффект от "закрутки". В центре столицы, куда в настоящее время днем автомобилисты едут только в случае крайней необходимости, попадание в пробку гарантировано.

Есть ли у нас план?

3 июня 2004 года Юрий Лужков подписал постановление "Об организации мероприятий по Комплексной схеме организации дорожного движения в центре Москвы". Городские власти намерены не только реорганизовать схему движения на участках, где чаще всего создаются пробки, но и построить несколько новых объектов дорожно-мостового строительства, а также расширить проезжую часть некоторых улиц.

В программу вошли многие проекты, разработанные различными организациями, однако основу ее составил план, подготовленный НИиПИ Генплана более года назад. "Программа разрабатывалась давно и достаточно сложно. Она требовала основательной подготовки и проработки, поскольку касается многих организаций. Существующая система организации движения устарела. Это мировая практика внедрения таких схем", - рассказал в интервью газете Леонид Липсиц. По его словам, проект предусматривает капитальные изменения в схеме дорожного движения в центре столицы. Она рассчитана на три года и будет стоить городскому правительству более восьми миллиардов рублей.

В Департаменте транспорта и связи правительства Москвы корреспонденту журнала "За Рулем" сформулировали общие положения этого документа. Всего их четыре:

  1. Максимальное использование пропускной способности второстепенных дорог за счет введения одностороннего движения
  2. Строительство дополнительных мостов и подземных пешеходных переходов
  3. Обустройство парковок на улицах и магистралях центра
  4. Совершенствование движения в особо перегруженных узлах

Этапы большого пути

Программу будут реализовывать поэтапно. Для удобства планирования центр Москвы разделили на пять секторов - северный, восточный, северо-западный, юго-западный и южный. В этих секторах с 2004 по 2007 годы запланировано перевести на одностороннее движение некоторые улицы, построить новые развязки, реконструировать мосты, съезды, эстакады.

В 2004-2005 годах работы будут вестись в северном секторе. Этот сектор ограничен Садовым кольцом и улицами: Тверской, Маросейкой, Покровкой, Охотным рядом, Театральным проездом и Новой площадью.

в 2005 и 2006 годах будут реорганизовывать восточный и северо-западный сектор. Восточная часть центра ограничена Садовым кольцом, Маросейкой, Покровкой, Котельнической и Гончарной набережными. В этом секторе работы будут проводиться на территории центральных площадей. Северо-западный сектор находится в границах Садового кольца, улиц Новый Арбат, Тверская и Манежная.

В 2006-2007 годах работы будут проводиться в юго-западном и южном секторах. Юго-западный сектор ограничен Садовым кольцом, улицами Манежная и Новый Арбат и Пречистенской набережной, южный -
Садовым кольцом, Пречистенской, Кремлевской, Москворецкой, Котельнической и Гончарной набережными.

Краснопресненский проспект

Самый крупный проект нового лужковского плана, это вывод Краснопресненского проспекта на Садовое кольцо (от Большой Грузинской улицы), как, впрочем, и завершение работ на самом проспекте, который еще не построен. В настоящее время полным ходом идут работы по строительству новой московской магистрали, которая протянется от Садового кольца до МКАД (в районе деревни Троице-Лыково). Как сообщается на сайте, посвященном этому проекту, проспект будет включать в себя несколько новых многоуровневых развязок, а также один мост через Москву-реку и протоку, которая отделяет Серебряный бор от берега.

Этот подвесной вантовый мост будет уникальным сооружением - он пересечет протоку и наискосок пройдет через реку. Пилон моста (система опор) будет выполнен в виде одной арочной конструкции, одна из опор которой будет стоять в районе спортивных баз на берегу Серебряного бора, а другая - за рекой, на берегу Крылатского. Пролет арки составит 182 метра, высота - 90. К арке будут крепиться ванты – высокопрочные тросы из оцинкованных закрытых канатов сечением от 75 до 100 миллиметров, которые расположат в три ряда, по центру и по краям пролета. Длина подвешенной части пролета составит 410 метров. Мост рассчитан на движение автомобилей со скоростью 100 километров в час. Дорожное полотно вместит восемь полос движения, по четыре в каждую сторону.

Остальные проекты впечатляют несколько меньше, но и они сыграют свою роль в увеличении пропускной способности дорог. В частности, Лужков собирается прорубить (вернее, удлиннить) еще одну улицу. Речь идет об улице Новокузнецкой, которая всегда раздражала автомобилистов отсутствием выезда на Комиссариатский мост. Вообще-то проезд фактически существует, но в настоящее время по нему ходят только трамваи. Чтобы не провоцировать автомобилистов на нарушение ПДД (естественно, большинство едет "под кирпич" по трамвайным путям), в плане запланирована "пробивка Новокузнецкой улицы от Климентовского переулка до моста".

Мосты

Вообще московским мостам отведена немалая часть плана. В течение трех лет будут реконструированы Комиссариатский мост, построен съезд с Большого Каменного моста, еще один съезд свяжет Устьинский мост с Москворецкой набережной. Под одним из съездов с Крымского моста будет прорублен проезд (видимо, речь идет о той части, которая ведет к Калужской площади - там действительно не хватает проезда под мостом, чтобы можно было попасть на Крымскую набережную.

Кроме того, на Москве-реке и Водоотводном канале появятся три новых моста - Храмовый (напротив храма Христа Спасителя), Якиманский (он соединит Якиманскую набережную с Болотной) и Голутвинский (соединяющий те же набережные, что и Якиманский.

Односторонние улицы

Одностороннее движение, о котором столько говорят московские власти, будет введено на улицах:
Радищевской, Яузской, Николоямской, Большой Никитской, Малой Никитской, Пречистенке, Остоженке и Волхонке.

А также на набережных:
Пречистенской, Кремлевской, Москворецкой, Софийской, Раушской.

Переходы

Для того чтобы увеличить пропускную способность улиц, необходимо, прежде всего, избавиться от светофоров. В частности, это касается пешеходных переходов. В центре города, где улицы не особенно широки, строить под- или надземные переходы довольно сложно. Тем не менее новые переходы появятся на Садовом кольце - на Смоленской, Кудринской, Сухаревской, Зубовской площадях, в районе улицы Каретный ряд и Большого Харитоньевского переулка, под съездом на Серебрянническую набережную. Также будут построены переходы на пересечениях улиц Большая Якиманка и Большая Полянка и улицы Большая Ордынка и Климентовского переулка.

Прочие работы

Среди других работ, которые планируется провести в рамках этой программы - расширение и перестройка некоторых набережных и улиц. В частности, будет расширена Пречистенская набережная, с Серебрянической - построен съезд на Высокояузский мост. Будут также построены консоль вдоль Пречистенской набережной, съезд с Москворецкой набережной на Большой Устьинский мост и с моста на Раушскую набережную, расширены пандусы на улице Крымский вал, проезжая часть Пречистенской и Софийской набережных в районе Большого Каменного моста.

В 35 особо загруженных узлах, в частности на Пушкинской, Сухаревской, Кудринской и Таганской площадях, пересечениях улиц Покровка и Бульварного кольца, а также улицы Малая Бронная и Ермолаевского переулка, на площадях Никитских и Яузских ворот, будут введены новые схемы движения. Помимо этого на улицах центра Москвы появятся 3500 новых информационно-указательных знаков.

Цена решения проблемы

Ориентировочная стоимость всех работ составит восемь миллиардов 27 миллионов рублей. Из них на строительно-монтажные работы будет затрачено семь миллиардов 266 миллионов, на проектные - 761 миллион. К примеру, расширение Пречистенской набережной обойдется в два миллиарда 700 миллионов рублей, строительство съезда с Большого Каменного моста (для этого придется передвинуть здание) - в 700 миллионов, а реконструкция Комиссариатского моста - в 400 миллионов рублей.

Спасет ли лужковский план центр Москвы, покажет время. Разгрузить его на 15 процентов - дело великое, но, если учитывать скорость, с которой москвичи и гости столицы обзаводятся автомобилями, в долгожданное послабление верится с трудом. Гораздо более реальной представляется перспектива еще более ужасных заторов, связанных уже с дорожными работами. Впрочем, благие намерения, хочется верить, иногда приводят и в светлое будущее. Поэтому, как говорится, Бог в помощь!

P.S.

И все-таки самый верный способ избежать пробок в Москве - ездить на метро.

Павел Аксенов

Другие материалы