Спецслужбы Запада медленно, но верно возвращают себе утраченное тревожное ощущение собственной полноценности. Волею судьбы вынужденные в последние годы переключить свое внимание с "руки Москвы" на целый выводок "рук" мирового терроризма, западные контрразведчики теперь могут вздохнуть с облегчением и произнести знаменитую фразу "Русские идут!" не с ужасом, а с надеждой. Российские разведывательные сети опутывают Европу и США с плотностью, которой позавидовала бы зловещая Шелоб из "Властелина колец".
В свое время уже писалось о той тревоге, которую вызвала в Великобритании возросшая активность российских шпионов, для которых дипломатический статус перестал быть единственным легальным прикрытием. По данным аналитиков MI5, на службе отечеству, во всяком случае тому, что под этим подразумевают обитатели Лубянской площади, находится и значительная часть российских бизнесменов, имеющих возможность беспрепятственно вести дела на британской территории.
Теперь же пришло время всполошиться соответствующим американским структурам. Как утверждает журнал Time, в конце прошлого года Совет по национальной безопасности настоятельно рекомендовал ФБР, ЦРУ и Государственному департаменту уделить особое внимание стремительно набирающей вес российской агентурной сети. Причины для беспокойства у совета были, и весьма веские. По мнению экспертов, только известных шпионов, обладающих дипломатическими паспортами, в США насчитывается не менее сотни. Количество нелегалов не поддается исчислению.
По своему масштабу изыскания московских рыцарей плаща и кинжала мало чем отличаются от аналогичной деятельности их знаменитых коллег времен Холодной войны. Российских разведчиков все так же интересуют не только военные, но и промышленные секреты США, их энергетические программы и геополитические проекты, в которых важная роль отводится как странам СНГ, так и зонам "национальных интересов" России, вроде тех же Китая и Индии. Что касается технологий, особенно двойного назначения, то для получения их российская разведка использует, помимо прямого шпионажа, различные коммерческие структуры, зачастую официально зарегистрированные в стане ближайших союзников самих США.
Так, по утверждению Time, пару недель назад в лос-анджелеском аэропорту агентами ФБР был арестован бизнесмен из Ирландии, который в течение нескольких дней совершал привлекшие внимание контрразведчиков вояжи по калифорнийской Силиконовой долине. В результате в распоряжении предприимчивого гражданина оказались несколько секретных компонентов новейших компьютерных систем, которые, как выяснилось уже во время следствия, он намеревался переправить через свою компанию заказчикам в Россию. И этот случай далеко не единичный.
В целом, представители американских спецслужб отмечают, что их российские "друзья" с большой пользой для дела использовали брешь в системе национальной безопасности США, возникшую в связи с переориентацией усилий соответствующих структур, в первую очередь ФБР, на борьбу с терроризмом.
Не менее обнадеживающая информация поступает и с берегов Шпрее. Несмотря на сердечную дружбу президента России Владимира Путина с канцлером Шредером и известное сходство во взглядах Москвы и Берлина на современные проблемы международной политики, российская разведка наращивает свое присутствие в Германии. Причем происходит это, как полагают специалисты Федерального ведомства криминальной полиции, занимающегося борьбой со шпионажем, в "крайне агрессивной манере". Как уточняет "Немецкая волна", в черных списках немецких контрразведчиков числятся не менее 130 работающих под различным прикрытием российских агентов. Круг их интересов тот же, что и в США: технологии, вербовка, программы военного сотрудничества в рамках НАТО.
Примечательно, что зачастую российские агенты чувствую себя на родине Карла Маркса настолько вольготно, что остановить их деятельность может только официальная нота немецкого правительства. Так, недавно в одной из северных федеральных земель Германии был разоблачен офицер ГРУ, пытавшийся завербовать одного из солдат бундесвера. По словам немецкого военнослужащего, который незамедлительно сообщил "куда следует", российский шпион интересовался военной документацией. Только после направления официального протеста в посольство России неизвестный разведчик покинул территорию Германии.
Главный наш враг — Америка. Но основной упор надо делать не собственно на Америку. Нелегальные резидентуры надо создавать, прежде всего, в приграничных государствах. Первая база, где нужно иметь своих людей, — Германия.
Действительно ли дело обстоит столь драматично, как об этом в обстановке крайней анонимности сообщают представители западной контрразведки, и Москва вновь вырастила "руку", которая по силе хватки не уступает советской, или же это очередная попытка добиться увеличения ассигнований на нужды спецслужб? Скептики склонны видеть в этом ажиотаже второе. Хотя имеет право на существование и более романтическая версия. Вполне возможно, что западные бойцы невидимого фронта просто истосковались по настоящему противостоянию с профессионалами. Ведь куда приятнее, если такая характеристика вообще уместна в таком деле, ловить не очередного "ботиночного террориста", имя которого будут помнить разве что искушенные летописцы, а шпионов уровня Рудольфа Абеля, Вилли Лемана, Роберта Хансена или участников так называемой "Красной капеллы".
В любом случае, сколько-нибудь достоверная информация о деятельности российских разведчиков, если таковая не ограничивается лишь слежкой за сбежавшими от самого справедливого суда в мире олигархами и оппонентами существующего в России режима, станет доступна широкой отечественной общественности лишь спустя много лет. А пока патриотическую часть наших организмов должен греть сам факт того, что хрестоматийная фраза "Русские идут!" вновь обрела на Западе свою былую актуальность. Мы вовсе не хотим, чтобы осознание данного факта заставило иных впечатлительных граждан США выбрасываться из своих окон с нечеловеческими криками. Это так, на всякий случай.
Юстас - Алексу
Прототипом известного всем штандартенфюрера Штирлица, работавшего в Главном управлении имперской безопасности Германии, был вовсе не полковник Максим Исаев, а гауптштурмфюрер СС Вилли Леман, шеф реферата общей контрразведки гестапо. Сотрудничал с советской разведкой с 1929 года. В агентурных списках значился под номером А-201 и псевдонимом "Брайтенбах".
В 1936 году Вилли Леман был назначен начальником отдела контрразведки на предприятиях военной промышленности Германии. Именно он сообщил о начале производства нового вида боевой техники - бронетранспортеров и самоходных орудий, о постановке на конвейер цельнометаллических истребителей, о закладке 70 океанских подводных лодок, о разработке нервно-паралитических отравляющих веществ. Леман также первым - еще в конце 1935 года - предупредил советское руководство о начале работ по созданию жидкостных ракет дальнего действия под руководством Вернера фон Брауна.
После отзыва в Москву и уничтожения в 1938 году большей части советской европейской резидентуры связь с Леманом была потеряна и восстановлена вновь по его собственной инициативе только в 1940 году. 19 июня 1941 года Леман сообщил советскому резиденту в Берлине абсолютно точные данные о начале военных действий против СССР. В декабре 1942 года, после того, как в руки зондеркоманды "Роте капелле", специально созданной в РСХА для охоты за советскими радиопередатчиками, попали несколько связных Лемана, он был арестован. Расстрелян по личному указанию Гитлера.
Мертвый сезон
Пожалуй, самым известным агентом советской разведки, действовавшим на территории США, являлся Уильям Фишер, получивший известность под именем Рудольф Абель. Во время войны Фишер работал в четвертом управлении наркомата госбезопасности, занимавшемся диверсионно-разведывательной деятельностью на оккупированной территории СССР. Этот период его жизни мало исследован, но известно о его участии в операции "Березино". Фишер руководил заброшенными из Берлина и захваченными в плен немецкими радистами. Под его контролем велась вся радиоигра.
После войны Фишер (оперативный псевдоним "Марк") был направлен в США, где создал и возглавил крупную нелегальную резидентуру, одной из главных задач которой являлось получение сверхсекретной информации о ходе работ в ядерной лаборатории Лос-Аламоса. Благодаря деятельности группы Фишера, были существенно сокращены сроки создания советского ядерного оружия. Фишер стал жертвой предательства своего радиста, подполковника КГБ Рейно Хейханена, и был арестован ФБР 21 июня 1957 года. На процессе Фишер, не признавший ни одного из предъявленных ему обвинений, назвался именем своего умершего к тому времени друга Рудольфа Абеля, дабы таким образом уведомить центр о своем провале.
Осужденного на 30 лет каторжных работ Абеля обменяли 10 февраля 1962 года на летчика сбитого над СССР американского самолета-шпиона U2 Пауэрса. До сих пор это единственный случай обмена российского разведчика на его американского коллегу.
Андрей Воронцов