Когда-то украинская деревушка Меджибож была крупным городом, культурным и торговым центром на пересечении европейских путей. Начиная с XIV века он входил в состав Литвы, а в XVI веке перешел к польским магнатам Синявским. До нашего времени в Меджибоже сохранилась крепость, которую в 1540 году создал гетьман Николай Синявский. В 1593 году Меджибожу было дано Магдебургское право, которое определило самоуправление города и усилило его ремесленнические цехи. В XVII веке здесь было 12 тысяч жителей — всего на три тысячи меньше, чем в Киеве. Население города составляли поляки, евреи, украинцы, армяне, греки, немцы. На ярмарки в Меджибож приезжали купцы из Польши, немецких и итальянских городов. Они закупали здесь пряжу, ковры, меха, соленую рыбу, а также гнали гурты скота в Центральную Европу. В 1672 году Меджибож, как и большая часть Подольского и Киевского воеводств, на 27 лет перешел к Турции. Замковый костел на это время сделался мечетью. Потом город вновь становится польским и от магнатов Синявских переходит к их родственникам Чарторыйским.
В XVIII веке Меджибож стал центром хасидизма. Здесь устроил свою постоянную резиденцию основатель хасидизма раби Исраэль бен Элиэзер Бал Шем Тов (Бешт) (1698-1760). Его могила на еврейском кладбище в Меджибоже стала местом паломничества.
Несколько лет назад в Меджибоже, который за советское время окончательно превратился в захолустную деревушку, неожиданно возник маленький кусочек Израиля. В 2000 году несколько активистов израильского хасидизма приехали сюда, чтобы заняться реставрацией надгробий и подготовить инфраструктуру паломнического центра. Улица, ведущая к еврейскому кладбищу, была переименована в честь Баал-Шем-Това. На ней появилось несколько маленьких гостиниц для хасидов и новая синагога из белого кирпича, а над могилой Бешта построин охель - маленький прямоугольный домик для молитв. Израильские хасиды ведут активное строительство новой большой гостиницы - видимо, предполагается, что на большие праздники здесь будут собираться тысячи паломников, как это уже много лет подряд происходит в украинском городке Умань. В Умани, где похоронен другой хасидский святой, раби Нахман из Брацлава, на праздник Рош-Ашана собираются более 10 тысяч религиозных евреев со всех стран мира.
В Меджибоже израильские хасиды существуют в забавном симбиозе с местными жителями - украинцы получили рабочие места, а также возможность торговать сувенирами, среди которых не только русские матрешки, но и медальоны с портретом хасидского цадика. Можно себе представить, что через несколько лет Меджибож снова превратится в местечко с еврейским населением - правда, говорить тут будут уже не на идише, а на иврите.