Во вторник, 16 августа, Московский международный авиасалон МАКС-2005 начал свою работу. В первые три дня устроители обещали пускать на него лишь участников (покупателей авиатехники и ее продавцов) и представителей прессы. Поэтому народу на выставке, равно как и проблем с организацией мероприятия, должно было быть мало. Организаторы этого грандиозного мероприятия клятвенно заверяли журналистов, что в этом году добраться на МАКС будет намного проще, чем два года назад. Руководство авиасалона приложило к этому все мыслимые и немыслимые усилия - организовало автобусные маршруты, автостоянки, удобную систему прохода на выставку. Хотели как лучше, а получилось... но судить пока рано - все-таки первый день, еще есть время исправить организационные недостатки.
Для тех, кто пытался добраться до авиасалона на машине, проблемы начались на подъезде к автостоянке, организованной в аэропорту Быково. Дело в том, что о существовании специальной стоянки на 12 тысяч мест сотрудники ГАИ, которые метров за 200 до нее заворачивали машины без пропусков в сторону, не имели никакого понятия. Импровизированным местом парковки стала обочина подмосковной дороги. Затем при попытке добраться до МАКСа на маршрутке (автобус, который довозит автомобилистов от стоянки, соответственно, ушел без тех, кто не смог до нее доехать), выяснилось, что ее московский водитель лишь приблизительно представляет себе, куда надо везти пассажиров. Высадив людей километрах в двух от проходной, ведущей на выставку, он весело покатил за следующей партией. Впрочем, в предвкушении авиашоу эти досадные неприятности настроения почти не испортили, тем более что к 19 августа, когда на МАКСе начнутся "публичные дни", и сотрудникам ГАИ, наверное, кто-нибудь расскажет, куда надо направлять поток машин, и водители маршруток выяснят, где проходит авиасалон.
На самом авиасалоне в первый день народу было действительно совсем немного. Равно, как и экспонатов. В принципе, это только украсило праздник - весь день на взлетно-посадочную полосу приземлялись новые самолеты. Поэтому тем, кто смотрел показательные выступления летательных аппаратов, удалось увидеть намного больше, чем было указано в программе. Кстати, то, что программа полетов не совсем соответствует тому, что творится в небе, выяснилось почти сразу же - часть участников так и не показалась, но зато было много интересных и приятных сюрпризов.
Внезапный налет стратегической авиации на Жуковский - Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160
Самым интересным выступлением в первый день стал полет новейшего модернизированного МиГ-29ОВТ. Самолет выполнял сложнейшие акробатические фигуры, буквально зависнув, как казалось с земли, на одном месте. То, что ближе к вечеру показал французский пилот на Mirage-2000, было тоже красиво, но не шло ни в какое сравнение с выступлением МиГа. "Стрижи" и "Русские Витязи" также оказались на высоте. К удовольствию зрителей, в переносном смысле - их полеты проходили достаточно низко. Девятка Су-27 и МиГ-29, которые, кстати, являются обычными боевыми самолетами, построившись ромбом, в едином строю, когда расстояние между крыльями соседних самолетов составляет несколько метров, выполняли боевые развороты, мертвые петли, "разводы".
"Русские витязи" и "Стрижи"
В групповом пилотаже, правда, достойную конкуренцию россиянам составят итальянцы из Frecce Tricolori. Уже после завершения работы выставки они провели репетицию, продемонстрировав то, что будут показывать на авиашоу в другие дни. Их пилотаж, правда, не изобиловал "петлями", но зато "разошлись" они не менее элегантно, чем "Су" и "МиГи" - построившись "этажеркой", 11 самолетов прошли совсем низко над полосой, отделяясь и уходя в сторону по одному. В остальном программа демонстрационных полетов была примерно такой же, как и два года назад. Традиционный полет Су-47 в сопровождении Су-30 и Су-27, "Черная акула", "Ночной охотник" и прочие достижения отечественного авиапрома, которые можно было увидеть и на прошлом МАКСе. Но оговоримся - эти "рутинные" показательные полеты сами по себе являются зрелищем, которое стоит всей наземной экспозиции со всеми ее "Миражами", "Русланами" и американскими истребителями.
Репетиция Frecce Tricolori
К слову об американцах - они с удовольствием дежурили возле своих самолетов, от души позируя фотографам и напропалую болтая с англоговорящими посетителями. На все вопросы следовал подробный и обстоятельный ответ, один пилот даже не поленился влезть на подставку, чтобы руками показать, где и какие маркировочные надписи находятся на его F-15. На наш вопрос, участвовал ли другой самолет из американской экспозиции в боевых действиях, последовал ответ: "Ну это же самолет - сам понимаешь, он много летает. То в одну страну летает, то в другую. Мы на нем много работаем".
Американцы действительно стали "гвоздем" наземной экспозиции - бывшие потенциальные противники прилетели в святая святых, практически в саму российскую столицу, на своих военных самолетах. Их окружили посетители и те вели себя как настоящие звезды. Во вторник на МАКСе можно было увидеть четыре истребителя ВВС США - F-16С, F-16CJ и два F-15, а также два топливозаправщика KC-10 и KC-135. А вот ранее заявленный палубный истребитель F/A-18 так и не прилетел. Ближе к вечеру прибыли два B-1B - сверхзвуковых стратегических ракетоносца.
Итальянцы и французы на фоне своих партнеров по НАТО выглядели скромнее - "Мираж" потерялся на фоне гигантского заправщика КС-10, серой горой возвышавшегося над остальными самолетами. Чуть в стороне скромно стоял G222 - будущая звезда аэрошоу. Этот двухмоторный транспортный самолет в рамках показательных выступлений покажет высший пилотаж. Он будет исполнять фигуры, которые обычно делают истребители. Видимо, после этого ему и на стоянке посетители уделят должное внимание.
Американские летчики и их самолеты
Дорога обратно также не была организована блестяще - единственный стоявший при выходе с выставки автобус направлялся к станции "Отдых", и поэтому тем, кому надо было обратно к оставленным на обочине автомобилям, пришлось добираться до них на попутках. Похоже, самыми счастливыми людьми в городе Жуковском вечером 16 августа были таксисты. Самыми несчастными - солдаты Внутренних войск. Они, выстроенные вдоль взлетно-посадочной полосы, простояли весь день под палящим солнцем спиной к садящимся и взмывающим машинам, не имея права обернуться. Они ближе всех были к самолетам, и не увидели ни одного из них... Что касается посетителей, то все мелкие организационные неудобства, разумеется, померкли перед тем, что было показано на авиасалоне.
Павел Аксенов, Алексей Гапеев