Новости партнеров

В какой карман ОСАГО положить?

На деньги страховых компаний теперь претендует даже ведомство Сергея Шойгу

Иллюстрация Lenta.Ru

Как только Дума начинает свою работу после очередных каникул, депутатов сразу же пытаются завалить поправками к закону об ОСАГО. В последнее время законодательными инициативами отличились депутаты Волгоградской областной думы, Минфин и, как ни странно, МЧС. К вечному спору о том, много или мало получают страховые компании, добавилась свежая мысль Сергея Шойгу - министр не постеснялся и потребовал страховщиков делиться выручкой.

Минфин

Министерство финансов подготовило, пожалуй, самые актуальные поправки в закон об ОСАГО. Два пакета поправок к закону уже готовы, а остальные законодательные инициативы Минфина поступят в Думу через месяц.

Первый пакет поправок от Минфина - это всего лишь попытка привести закон в соответствие с Конституцией. Напомним, в конце мая Конституционный суд постановил, что право правительства "произвольно определять условия договора" обязательного страхования следует отменить.

Помимо этого Минфин изменил порядок досрочного расторжения договора ОСАГО в случае замены автомобиля, смены автовладельца, а также при наступлении неплатежеспособности страховщика.

Второй пакет поправок - это попытка сделать страхование более удобным для автолюбителей. По замыслу авторов этого законопроекта, упростится процедура оформления полиса - не будет нужен ни собственник, ни доверенность от него. А скидка за безаварийную езду будет действовать и при смене автомобиля.

Помимо этого, сфера действия полиса распространится на так называемые "внутренние территории". То есть, компенсация от страховых компаний будет выплачиваться, если авария произошла на территории охраняемой стоянки, автозаправки и так далее. Сейчас за такие аварии в ответе нередко оказываются как сами автолюбители, так и владельцы парковок, автостоянок или заправок.

Также Минфин планирует несколько пересмотреть размеры выплат. Согласно новым поправкам, каждому пострадавшему в ДТП может быть выплачено до 160 тысяч рублей. По действующему законодательству ограничена лишь общая сумма выплат - а сколько получит каждый конкретный пострадавший, по обстоятельствам решается страховщиками, экспертами и медиками.

А в декабре Минфин наконец-то планирует отказаться от услуг ГАИ при регистрации мелких аварий. В законопроекте появятся четкие критерии, с помощью которых автолюбители смогут отличить "значительную" аварию от "незначительной".

Сейчас это различие определяется суммой ущерба - 15 тысяч рублей. И решить на месте, стоит ли вызывать ГАИ, невозможно. Ведь грамотно оценить повреждения в состоянии определить только опытный эксперт, а никак не водитель, находящийся в "поставарийном шоке".

"По понятиям"

Поправки Волгоградской думы - это нелепый инструмент, с помощью которого законодатели решили заставить страховщиков жить "по понятиям". Волгоградцы хотят поставить страховые компании, которые задерживают выплаты, "на счетчик", но очень нежно - на 0,9 процента от суммы выплаты в день. Это значит, что за задержку тысячи долларов на один месяц автовладельцу компенсируют примерно 700 рублей.

Такой размер штрафа - это, выражаясь формально, 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на момент исполнения обязательства. Волгоградцы объясняют, что меньшая сумма для страховщиков была бы просто пустым звуком, а большая - не соответствовала бы реальным параметрам инфляции.

Вот только почему-то депутаты не подумали, что дело тут вовсе не в инфляции. Задержка на месяц означает, что лишние 30 дней пострадавший не имеет возможности пользоваться своим разбитым автомобилем. И 700 рублей - это смешная компенсация, которой хватит если только на проездной билет. Да и то не на все виды транспорта.

Сами страховщики эту инициативу также не восприняли всерьез. Руководители страховых компаний утверждают, что для воздействия на них есть гораздо более действенный инструмент, чем штрафы - отзыв лицензии.

МЧС

Но всех законотворцев переплюнул знаменитый своими "рацпредложениями" Сергей Шойгу. На пленарном заседании Госдумы в среду он долго рассказывал, как хорошо работает его ведомство - сколько человек МЧС спасает за месяц, за год, за последние девять месяцев... Итоговый "показатель", который озвучил Шойгу, - спасение "94–95 тысяч граждан в год".

За такую хорошую работу министр не постеснялся попросить денег. Причем не у государства, а у тех же страховых компаний. По его мнению, фонд ОСАГО должен компенсировать не только лечение пострадавших, но и спасательные операции на дороге.

Будет забавно, если через какое-то время с похожими инициативами выступит министр внутренних дел и скажет, что работу гаишников тоже должны оплачивать автолюбители через фонд ОСАГО.

Затаившиеся страховщики

Сами страховые компании, похоже, наконец-то поняли, что их песня про нехватку денег уже всем порядком надоела. Уже второй год они твердят, что размер выплат растет, а стоимость полисов - нет, и поэтому скоро все страховые компании обанкротятся.

Но цифры с упорством говорят обратное - собранных денег хватает на все выплаты по страховым случаям с избытком. На фоне этого появляется все больше чиновников, которые предлагают штрафовать страховщиков, увеличивать размер страховых компенсаций, найти собранным деньгам новое применение... В общем, страховщики из нападения перешли в робкую защиту.

Теперь Российский союз автостраховщиков ничего не просит, и лишь уверяет всех, что деньги получат все пострадавшие. Фонд пока в силах заплатить по долгам всех банкротов и компаний с отозванными лицензиями.

PS

Интересно, что одновременно с предложениями увеличить стоимость полиса затихли все разговоры об отмене обязательного страхования. Молчит депутат Ольшанский, молчат недовольные автолюбители. А из всех внесенных в Думу законопроектов, скорее всего, в жизнь воплотятся лишь здравые поправки Минфина, а громкие заявления Шойгу и волгоградских депутатов останутся висеть в воздухе.

А это значит, что из политической плоскости работа над ОСАГО переходит в плоскость практическую, что в конечном итоге выгодно всем - и чиновникам, и водителям, и страховым компаниям.

Дмитрий Ларченко