Фильм Doom

Фильм по мотивам культовой игры Doom вышел на российские экраны

Премьера фильма Doom, снятого польским режиссером Анджеем Бартковяком по мотивам культовой серии компьютерных игр, состоялась в российских кинотеатрах 27 октября. Сказать, что этого ждали – значит ничего не сказать, ведь Doom еще 12 лет назад покорил весь мир.

Зрителей, меж тем, ждало разочарование – довольно быстро оказалось, что создатели фильма не только ничего не помнят о первых двух "Думах", но и значительно сократили все то, за что любят третью версию игры.

При этом многие заранее были готовы увидеть тупую мясорубку и никак не ожидали, что 55-летний Бартковяк расскажет историю, в которой все поставлено с ног на голову. Начать с рейтинга фильма. Думается, многие российские игроки с подозрением смотрели на афишу, где было написано, что дети до 12 лет допускаются на сеанс с родителями.

Действительно, в фильме есть неприятные эпизоды, но в целом все очень и очень гладко, так что стоит лишь гадать, почему в США фильм получил рейтинг R, не дотянув всего одной ступени до категорического американского "детям до 17".

Итак, 2046 год. Двадцать лет назад в пустыне Невада, где, как известно, находятся Лас-Вегас и таинственная "Зона 51", был открыт некий Ковчег, который может телепортировать американских граждан прямиком на Марс. Безжизненная марсианская поверхность быстро становится местом для раскопок, которые ведет мегакорпорация UAC, и вскоре там заводится нечто, что убивает почти всех ученых-генетиков. Впрочем, один из них успевает сообщить о происходящем на Землю. Через Ковчег на марсианскую базу Олдувай (Olduvai) телепортируется команда из восьми десантников. Они должны убить тех, кого надо, спасти тех, кого можно спасти, и доставить записи ученых на Землю.

Настоящий сюжет игры

Мало кто знает о том, что в играх серии Doom, в частности, в первой и во второй части, а также в играх серии TNT и Plutonia есть сюжет. Сейчас, когда многие игроки словом Doom обозначают Doom 3, являющийся фактически расширенной переделкой первой игры серии, а фильм вносит еще большую сумятицу в повествование, стоит вспомнить, с чего все начиналось и что могло бы быть в фильме.

Если верить файлу readme.txt, поставлявшемуся с самой первой игрой Doom, главный герой – морпех, не раз участвовавший в боевых действиях и три года назад убивший вышестоящего офицера, приказавшего открыть огонь по мирным жителям. За неподчинение приказу морпеха ссылают на Марс, где обосновалась Объединенная аэрокосмическая корпорация (United Aerospace Corporation, принятое сокращение – UAC).

UAC работает сразу на нескольких планетах. На Марсе и его двух лунах, Фобосе и Деймосе, расположены радиоактивно небезопасные предприятия. Специалисты UAC смогли в рамках проекта по межпространственному перемещению создать ворота телепортации, которые, к сожалению, стали нестабильными. Военнослужащие-"добровольцы" после попытки телепортироваться либо не возвращались, либо выходили на другом конце телепортационных ворот безумцами.

Вскоре участники проекта запросили военную поддержку. Они заявили, что из ворот лезет само зло, а компьютер взбесился. Спустя некоторое время исчез Деймос, а связь с Фобосом восстановить не получилось.

Главного героя вместе со его боевыми товарищами посылают на Фобос. Там ему выпадает незавидная роль – охранять периметр базы. Через несколько часов становится ясно, что все члены его группы мертвы. При себе у бравого десантника пистолет и полное отсутствие навыков по полету обратно. Он решает войти.

В ходе первого "Дума" игрок проходил по базе Фобоса и телепортировался на Деймос, который, как оказалось, теперь плавает над адом. Когда на Деймосе не оставалось ни одной живой души, он спускался в ад и убивал тех, кто прятался там. Первая часть пройдена. Во второй нам предстоит обнаружить, что Землю уже захватили монстры, и ни много ни мало эвакуировать все человечество. В конце главному герою нагадают спокойную старость и пообещают положить в гроб вместе с любимым гранатометом. В свою очередь, третий Doom – это переработка первого с упором на темноту, шорохи и разговоры с персоналом.

Ни на что не похоже

То, что вышло у Бартковяка, равноудалено от всех "Думов" вместе взятых. Взять, например, оружие. Самым распространенным оружием в Doom был дробовик. Стоит ли говорить, что все спецназовцы в фильме вместо этого используют автоматические винтовки? Самым полезным в Doom был гранатомет – в фильме нет ни единого кадра со стрельбой из гранатомета. Нет там и плазменной винтовки. Зато есть BFG – с цензурной расшифровкой Bio Force Gun и совершенно иначе стреляющая. Характерно, что ни один монстр от этой BFG не пострадает.

Не видны игроку и многие привычные монстры. В фильме вы определенно не увидите ревенанта, летающих голов, какодемонов, манкубуса, барона ада, элементалей смерти и даже кибердемона с пауком-супермозгом. Нечто похожее на помесь импа с архигнусом (archvile) еще бродит по коридорам, но в основном все ограничится зомби в лабораторных халатах. Правда, оставили нанодвери, которые были в третьем Doom.

Напомню, во всех сериях Doom игрок попадал в обещанный ад – со свечами, лавой и другими прелестями. В фильме, бюджет которого составил 70 миллионов долларов, нам не покажут ада – только коридоры марсианской базы. Не стоит надеяться и на пентаграммы, колья и атмосферу мясной лавки – вероятно, авторы фильма сделали все, чтобы удержаться в рамках заданного рейтинга.

Вероятно, основной ошибкой польского режиссера стало то, что из слабого триллера Doom 3 и боевиков Doom I и Doom II он попытался сделать нечто вроде "Чужих", которые на порядок превосходят получившийся продукт.

В результате плотность гадов на единицу площади марсианской станции резко снизилась, а весь фильм начал потихоньку дрейфовать к классическим голливудским ужастикам, традиционно занимающим лучшие места среди фильмов категории "Б". По правилам этих фильмов всех зомби надо убивать в голову, а весь организм может мутировать в течение пяти-десяти минут.

К сожалению, все это приводит к тому, что зрители не столько наслаждаются действием, сколько жадно ловят малейший намек на шутку или игровые реалии. К чести авторов, несколько "жемчужин" на двухчасовом пространстве фильма действительно найти можно.

Так, Бартковяк заложил несколько шуток с именами: во-первых, несчастный доктор Кармак гордо носит фамилию сразу двух работников компании id Software - Джона и Адриана. Тут надо пояснить, что Адриана недавно с большим скандалом "ушли" из компании. Немудрено, что никакого сочувствия к себе доктор Кармак в фильме не вызывает и вообще ведет себя неприглядно. Во-вторых, фамилия одного из погибших профессоров – Уиллитс, в точности как у главного дизайнера и проект-менеджера Doom 3.

В-третьих, само название марсианской базы повторяет название вполне земного места Олдувай, где были обнаружены остатки стойбища древнейших охотников и кости четырех обезьяноподобных людей. Одну из находок назвали Люси; естественно, в фильме тоже есть Люси, только марсианская.

В-четвертых, неплохой парень калека Пинки по ходу действия превращается в... одноименного монстра, знакомого игрокам по Doom 3.

Кстати, об актерах. На марсианской станции, если не считать массовки, действует всего 11 человек. Это восемь десантников, сестра одного из них, несчастный доктор Кармак и калека Пинки. Кармак, кстати, уже снимался в фантастических фильмах в довольно неприглядном амплуа – он играл предателя школы Сак, доктора Юи в "Дюне".

Несмотря на то, что среди восьми морпехов затесались – один трус (Портман), один наркоман (Малыш) и один религиозный фанатик (Грешник), яркие характеры удалось создать лишь у двоих: Сержанта в исполнении Дуэйна "Скалы" Джонсона и Демона в исполнении Карла Урбана ("Превосходство Борна", "Хроники Риддика", "Корабль-призрак" и "Властелин колец"). Фактически всю последнюю треть фильма мы следим за двумя процессами: конфликтом между этими новозеландскими актерами и маниакальным стремлением сестры главного героя оснастить своего брата двадцать четвертой парой хромосом, которая даст ему некие сверхспособности.

Заключение

Обычно фильмы по играм делают для игроков. Для этого скрупулезно соблюдаются мелочи, создающие атмосферу игры, делаются крупные планы, изображающие любимых монстров за работой, а также в целом сохраняется канва сюжета.

К сожалению, фильм Doom замахнулся на большее тогда, когда от него этого не ждали. Сценаристы быстро адаптировали сценарий игры к сценарию, понятному средней съемочной группе, и на этом завершили свою работу, сэкономив на монстрах, актерах и даже на драках – бывшие в игре бесстрашными монстры теперь прячутся, ускользают от несчастных десантников и все время пытаются присосаться к чьей-нибудь шее, как обычно делают ожившие мертвецы.

Хуже всего то, что российский зритель оказался морально подготовлен к тому, что польский режиссер Бартковяк приготовил на десерт - пятиминутной пробежке главного героя по коридорам базы с видом "от первого лица". То же самое мы
видели несколько лет назад в "Брате-2", причем там стреляли гораздо лучше и не только в упор.

...В конце фильма камера продолжает носиться по лабиринтам базы Олдувай, изредка постреливая в появляющиеся титры. Стоит ли говорить, что ни одного монстра на своем пути она так и не встретит?